ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА. 1622-26 (?)
nikonova_alina — 18.04.2022В посте, посвященном знаменитому «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», который прошел на прошлой неделе, был упомянут и еще один знаменитый портрет работы Рубенса, который также изображал члена его семьи – сестру его второй жены Элен Фоурман и, соответственно, родственницу его первой жены Изабеллы Брант, Сусанну Фоурман.
Семейные связи обеих жен Рубенса были весьма обширны, тем более что у Элен Фоурман было 9 братьев и сестер, а разница между ней и ее старшим братом Петером составляла почти 25 лет. В 1623 году, когда писалась «Соломенная шляпка» Элен было еще 9 лет, а ее сестре Сусанне уже 25, если не больше, и она как раз собралась во второй раз замуж.
Судя по всему, в кругу Рубенса и его родственников, было принято одаривать друг друга на свадьбу или какое-то иное торжество продуктами, так сказать, своего творчества. Филипп Рубенс, например, к первой свадьбе брата сваял эпиталаму на латыни, полную всевозможных двусмысленных и неприличных намеков. Ну а Питер Пауль обычно одаривал близких их портретами. Поэтому вполне логично, что, когда Сусанна Фоурмен собралась во второй раз замуж, для нее тоже был приготовлен свадебный портрет.
Как раз в это время, примерно в 1622 или 1623 гг. Сусанна Фоурмен вышла замуж за торговца шелком и обойщика из Антверпена Арнольда Лундена. На пальце героини – кольцо, которое было ей подарено на помолвку, и она с гордостью его демонстрирует. Более того, она сама смотрин не на зрителя, а на кольцо, как бы указывая на него взглядом. Очевидно, что для героини это исключительно важное событие.
Нам неизвестны подробности личной жизни Сусанны Фоурман, но, судя по всему, она очень хотела выйти замуж за этого Лундена, и была по-настоящему счастлива, когда он сделал ей предложение. Героиня портрета молода, но ее тело – это уже тело зрелой женщины, на что указывает ее пышная грудь, выполненная в лучших рубенсовских традициях, и складка, пересекающая совсем не юную шею. Хотя овал лица еще достаточно четок, но возрастные морщины на нем уже намечаются, так же, как и второй подбородок. Рубенс однозначно пишет не молодую девушку, а прекрасную женщину в возрасте расцвета своей красоты.
Модель одета в нарядное модное платье с черным бархатным корсажем, и рукавами благородного винного цвета, которые крепятся на плечах очаровательными небольшими бантиками. Платье дополнено газовой серой шалью. Однако главным, что привлекает внимание зрителя, является шляпа героини. Именно она и дала название картине.
Это роскошная черная фетровая шляпа с низкой тульей и широкими мягкими полями, украшенная перьями, исключительно модная в 1620-х годах. Привычное нам название картины «Соломенная шляпка» получилось из-за элементарной ошибки или небрежности составителей французского каталога произведений Рубенса. Дело в том, что изначально картина называлась вполне логично «Le Chapeau de poil», то есть «Фетровая шляпа». Но кто-то из переписчиков, работавших над каталогом в середине 18 века, вместо этого записали в названии «Chapeau de paille» (paille – солома по-французски). Так шляпка Сусанны Фоурман вместо фетровой стала соломенной. Вопреки всякой логике, ошибку так и не исправили.
Рубенс написал свою модель на фоне ярко-голубого неба с некоторым количеством клубящихся сизых облаков, что может обозначать некие душевные бури и волнения, переживаемые героиней. Любопытно, что Рубенс писал этот портрет на дереве и начал работу с доской меньшего размера, а затем добавил дополнительные доски справа и внизу. Это позволило художнику создать бóльшее пространство для изображения неба, куда он специально добавил несколько темных облаков с правой стороны на заднем плане, которые создали дополнительный контраст с более светлым голубым небом слева.
Любопытно, что когда Рубенс женился на Елене Фоурман, то он и ее несколько раз написал в самых разных шляпах. Есть среди этих работ и портрет Елены с сыном Франциском, на котором она сидит в кресле в светло-желтой шляпе с перьями, очень похожей на соломенную, а ее голенький сынишка наряжен в бархатный берет с роскошным белым страусовым пером. На другом семейном портрете, где Рубенс написал себя вместе с Еленой и младшим сыном от первого брака, на ней летняя соломенная шляпа, украшенная цветами. И, наконец, существует портрет Елены в полный рост, где она изображена в роскошном нарядном платье и в шляпе, очень похожей на шляпу ее старшей сестры Сусанны. Кстати, здесь она вообще очень похожа на сестру.
«Соломенная шляпка», всегда производила сильное впечатление на зрителей, а художники как профессионалы восхищались мастерством Рубенса, ярко проявившемся в этом портрет. Когда в начале 1780-х годов этот портрет, хранившийся в то время в Брюсселе, увидела Элизабет Виже-Лебрен, она тут же загорелась желанием повторить и превзойти мэтра.Тогда она написала свой автопортрет с таким же названием И надо сказать, что у нее все получилось, и при том ее шляпка действительно была соломенной.
В 1826 году, фактически к 200-летию создания картины «Соломенная шляпка», бельгийский художник Фердинанд де Бракелер, средней руки мастер исторического жанра, создал картину под названием «Рубенс пишет картину «Соломенная шляпка» в беседке в своем саду«, закрепив тем самым ошибочное название, и дополнив легенду.