
СВЯТЫЕ ЮСТА И РУФИНА


Святые Руфина и Юста были сестрами, и, наверное, хорошими сестрами, дружили и во всем друг друга поддерживали. Не случайно в истории христианства их имена обычно упоминают вместе, как вместе они и пострадали за свою веру.

Родились они в Севилье, в семье местного гончара. Юста была старшей, а Руфина младше ее на два года. Девочки с раннего детства помогали отцу в мастерской и продавали посуду на местном рынке. Кстати, утверждают, что их горшки, чашки и миски получались очень красивыми, были настоящими произведениями искусства.
Родители Руфины и Юсты были тайными христианами, очень набожными, поэтому сестры, которые в любую свободную минуту читали и изучали Евангелие, твердо усвоили основные принципы христианства. Семья была небогатой, но тем не менее Руфина и Юста много занимались благотворительностью, помогая еще более бедным и обездоленным.
Однако в те времена Севилья была еще языческим городом, где один из основных городских праздников посвящался богине Венере и ее погибшему возлюбленному Адонису. Для этого праздника требовалась глиняная посуда, которую язычники однажды вознамерились купить в киоске у Юсты и Руфины. Девушки категорически воспротивились этому и отказались продавать свой товар для языческого праздника, поскольку это противоречило их убеждениям. Возмущённые местные жители перебили всю их посуду, и тогда сестры в отместку разбили статую Венеры, после чего были арестованы.
Есть и другая версия событий, предшествовавших аресту и мученичеству сестер Руфины и Юсты. В городе было принято ходить по домам и просить жителей дать милостыню в честь праздника Венеры. Руфина и Юста платить отказались, а потом в гневе, направленном против нечестивых горожан, разрушили статую Венеры, чем публично выдали свои убеждения и буквально заставили власти себя арестовать.
Префект Севильи Диогениан заключил их в тюрьму, и потребовал, чтобы они отказались от своих христианских верований, если не хотят, чтобы их подвергали пыткам. Юста и Руфина отказались, несмотря на все угрозы.
Сначала девушек мучили на дыбе, а затем сдирали с них кожу железными крюками. Диогениан надеялся, что этого будет достаточно, чтобы они образумились и отреклись от своей веры, но Юста и Руфина все стойко перенесли.

Видя, что пытки на девушек не подействовали, Диогениан снова отправил их в мрачную темницу, и запретил давать узницам еду и воду, чтобы они страдали от голода и жажды. Но и эта мера оказалась бесполезной. Когда через неделю тюремщики вошли в их камеру, оказалось, что Руфина и Юста бодры и полны сил, словно и не голодали.

После этого их заставили отправиться пешком до гор Сьерра-Морена. Это была еще одна пытка, поскольку дело происходило в середине июля, в самые жаркие дни года, а девушки, босые, шли по раскаленной земле, причем им нужно было пройти расстояние более 250 км в одну сторону. Видя, что ничто их не может сломить, Диогениан, приказал снова отправить Руфину и Юсту в темницу и держать их там, пока они не умрут.
Юста умерла первой, и ее тело бросили в колодец, где его нашел епископ Сабин, после чего похоронил мученицу с почестями.

После того, как Юста умерла, Диогениан решил, что теперь ему удастся сломить Руфину, а возможно и соблазнить ее, но она оставалась тверда в своей вере и лишь мечтала о том, чтобы после смерти воссоединиться со своей любимой сестрой и узреть Иисуса Христа. Тогда Диогениан пошел на крайнюю меру. Руфину отвели на местную арену и оставили на растерзание льву. Но дикий зверь не тронул девушку. Он, подобно домашней собачке, вилял хвостом и облизывал ноги и одежду Руфины.
Префект не мог больше это вынести и самолично перерезал Руфине горло, а ее тело приказал сжечь. Позднее епископ Сабин собрал ее останки и похоронил рядом с сестрой.


Руфина и Юста в живописи обычно изображаются вдвоем, поскольку были сестрами и пострадали за веру вместе. Редким исключением являются их образы из цикла «Святые жены» Франсиско де Сурбарана, который предпочел представить их по отдельности. На картинах их легко узнать по глиняным чашкам и сосудам, которые они держат в руках. Другой их атрибут – пальмовая ветвь, традиционный символ мученичества. Более всего их почитают на родине, в Испании, и особенно в Севилье. Они считаются покровительницами своего родного города, поэтому часто их изображают с макетом башни Хиральды, символом Севильи, которая поднимается над Севильским кафедральным собором.

Изображая святых Руфину и Юсту на картине 1817 года предназначенной для этого собора, Франсиско Гойя собрал воедино все основные атрибуты из истории севильских святых: обе девушки держат в руках пальмовые ветви, тарелки и чашки; на земле перед ними лежит разбитая статуя Венеры, ногу святой Руфины лижет лев, а на заднем плане возвышается башня Хиральды.