ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II В СЕРОЙ ТУЖУРКЕ. 1900
nikonova_alina — 16.05.2022Валентин Серов начал писать портреты семьи Романовых с начала 1890-х годов. Тогда ему был заказан групповой портрет семьи императора Александра III по случаю чудесного спасения во время железнодорожной катастрофы. Во время работы над полотном Серов исполнил и несколько отдельных портретов-этюдов детей Александра III. Позднее художник писал и портреты великих князей, и последовательно обоих последних русских императоров.
Наша история посвящена одному из портретов Николая II. Эта картина традиционно называется «Портрет Николая II в серой тужурке». Валентин Серов написал ее в 1900 году одновременно с «Портретом императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка». Николай II числился шефом полка с 1896 года и заказал портрет, чтобы подарить подопечным военным (эта картина и сейчас хранится в музее полка в Эдинбурге). Портрет Николая в мундире шотландского полка – довольно типичный парадный портрет, где главный герой изображен в виде бравого вояки в парадном мундире со всеми наградами и регалиями, положенными по столь торжественному случаю. Одна рука императора положена на эфес шпаги, а другой он держит традиционный головной убор полка. Именно эта своеобразная высокая шапка из медвежьего меха и является центром композиции.
Портрет Николая в серой тужурке был предназначен в подарок его супруге, Александре Федоровне. Это было самостоятельное произведение, хотя однажды, когда императрица застала сеанс позирования, ей было сказано, что этот портрет («серый», как его еще называли) является эскизом для портрета в шотландском мундире.
Это был период, когда Валентин Серов был серьезно увлечен личностью молодого императора и испытывал к нему явную симпатию. Надо сказать, что тогда Николай II вполне оправдал положительное мнение художника. Во время сеансов Серов два раза обратился к царю с личными просьбами, что было довольно серьезной дерзостью с точки зрения придворного этикета. Во-первых, он попросил смягчить наказание для Саввы Мамонтова, его друга и покровителя, который на тот момент времени находился под следствием и был арестован. По приказу императора опального олигарха тотчас перевели под домашний арест. Вторая просьба касалась поддержки журнала «Мир искусства», который тогда испытывал серьёзные финансовые затруднения. И снова император не отказал в этой просьбе, и нашел возможность помочь новаторскому художественному проекту.
Серова очень подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, художник явно пребывал во власти его обаяния. Вероятно, он полагал, что Николай Александрович, как человек интеллигентный и способный на сочувствие, действительно способен сделать многое, чтобы серьезно улучшить жизнь в стране.
Эти фантазии художника о добросердечном властителе и проявились в композиции портрета. В позе императора, «хозяина земли русской», как он сам себя именовал. нет ни самолюбования, ни высокомерия, а в глазах видны ум и какая-то затаенная печаль. Достаточно известно высказывание искусствоведа Абрама Эфроса, который утверждал, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».
Портрет Николая II на первый взгляд кажется незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но такое исполнение картины полностью соответствует главной идее художника: показать не условного властителя, а живого и вполне обычного человека, который после работы, уставший, пришел домой и присел отдохнуть. Скромную серую офицерскую тужурку лейб-гвардии Преображенского полка император действительно носил каждый день.
Поза Николая Романова сразу вызывает в памяти позу Верочки Мамонтовой на знаменитом ее портрете, более известном как «Девочка с персиками». Можно предположить, что Серов сделал это подсознательно. В традиционных искусствоведческих описаниях «Девочки с персиками», принято утверждать, что Верочка Мамонтова как будто застигнута в краткий момент, когда она утомившись от игры и беготни на мгновение присела за стол. То есть ее поза – неуверенная, нестабильная, это положение непоседливого ребенка, в любой момент готового сорваться с места. И подобная поза в портрете взрослого мужчины, на котором лежит огромная ответственность за судьбу мировой державы, воспринимается по крайней мере странно.
В «сером» портрете есть еще один показательный момент – это положение рук императора, в частности его пальцев. Дело в том, что если человек сплетает пальцы рук, это свидетельствует о его крайней неуверенности в себе, либо о том, что он находится в состоянии сильнейшего стресса и напряжения. Вероятно, художник уловил этот типичный жест Николая и зафиксировал его на полотне.
Портрет был создан очень быстро, всего за два сеанса, и показался Серову настолько удачным, что он тотчас снял с него копию.
Кстати, однажды художник принес эту копию на заседание редакции «Мира искусства». Серов «усадил» нарисованного императора во главе стола и умело подсветил портрет. Эффект был столь силен, что Лев Бакст, Александр Бенуа и их коллеги синхронно схватились за сердце, едва не оказавшись жертвой коллективного инфаркта. Шутка явно удалась.
Но прошло всего пять лет, и Серов радикально изменил свое отношение к императору. После событий Кровавого воскресения художник винил императора в случившейся трагедии и постепенно начал испытывать к правящей династии устойчивую неприязнь. Серов считал, что в именно в этом своем портрете предугадал будущие несчастия, связанные с правлением Николая (и ведь он даже не дожил до революции). Есть свидетельства его друзей, что однажды, увидев этот портрет Николая на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». Показательно и мнение об этой картине Константина Коровина: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора». Кстати, возможно, именно по причине появившейся неприязни Серова к семье Романовых, портрет Николая II в офицерской тужурке оказался последним законченным портретом Николая, исполненным Серовым.
Судьба оригинала «серого» портрета оказалась крайне несчастливой. Он хранился в рабочем кабинете императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, но в 1917 году глаза Николая на картине выкололи революционные матросы, ворвавшиеся во дворец (по другой версии они распороли портрет своими штыками).
О существовании второго варианта портрета до 1914 года ничего не было известно. Этот холст был найден, когда начали готовить посмертную выставку произведений Валентина Серова, в одной из папок, принадлежавших профессору Академии художеств В.В.Матэ. В квартире Матэ Валентин Серов часто останавливался, когда бывал в Петербурге, и часто работал в мастерской своего друга. Матэ утверждал, что Серов был недоволен первым вариантом портрета, считал его слишком «замученным», и хотел сделать другой, в более свободной и простой технике. Вероятно, то, что второй вариант портрета остался не совсем законченным, соответствовало авторскому замыслу художника.
Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее. Картина была куплена Советом музей у вдовы Валентина Серова, Ольги Трубниковой (Серовой) в том же 1914 году.