рейтинг блогов

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II В СЕРОЙ ТУЖУРКЕ. 1900

топ 100 блогов nikonova_alina16.05.2022
Валентин Серов. Портрет Николая II в серой тужурке. 1900
Валентин Серов. Портрет Николая II в серой тужурке. 1900

Валентин Серов начал писать портреты семьи Романовых с начала 1890-х годов. Тогда ему был заказан групповой портрет семьи императора Александра III по случаю чудесного спасения во время железнодорожной катастрофы. Во время работы над полотном Серов исполнил и несколько отдельных портретов-этюдов детей Александра III. Позднее художник писал и портреты великих князей, и последовательно обоих последних русских императоров.

Валентин Серов. Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка. 1900-02
Валентин Серов. Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка. 1900-02

Наша история посвящена одному из портретов Николая II. Эта картина традиционно называется «Портрет Николая II в серой тужурке». Валентин Серов написал ее в 1900 году одновременно с «Портретом императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка». Николай II числился шефом полка с 1896 года и заказал портрет, чтобы подарить подопечным военным (эта картина и сейчас хранится в музее полка в Эдинбурге). Портрет Николая в мундире шотландского полка – довольно типичный парадный портрет, где главный герой изображен в виде бравого вояки в парадном мундире со всеми наградами и регалиями, положенными по столь торжественному случаю. Одна рука императора положена на эфес шпаги, а другой он держит традиционный головной убор полка. Именно эта своеобразная высокая шапка из медвежьего меха и является центром композиции.

Портрет Николая в серой тужурке был предназначен в подарок его супруге, Александре Федоровне. Это было самостоятельное произведение, хотя однажды, когда императрица застала сеанс позирования, ей было сказано, что этот портрет («серый», как его еще называли) является эскизом для портрета в шотландском мундире.

Это был период, когда Валентин Серов был серьезно увлечен личностью молодого императора и испытывал к нему явную симпатию. Надо сказать, что тогда Николай II вполне оправдал положительное мнение художника. Во время сеансов Серов два раза обратился к царю с личными просьбами, что было довольно серьезной дерзостью с точки зрения придворного этикета. Во-первых, он попросил смягчить наказание для Саввы Мамонтова, его друга и покровителя, который на тот момент времени находился под следствием и был арестован. По приказу императора опального олигарха тотчас перевели под домашний арест. Вторая просьба касалась поддержки журнала «Мир искусства», который тогда испытывал серьёзные финансовые затруднения. И снова император не отказал в этой просьбе, и нашел возможность помочь новаторскому художественному проекту.

Серова очень подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, художник явно пребывал во власти его обаяния. Вероятно, он полагал, что Николай Александрович, как человек интеллигентный и способный на сочувствие, действительно способен сделать многое, чтобы серьезно улучшить жизнь в стране.

Эти фантазии художника о добросердечном властителе и проявились в композиции портрета. В позе императора, «хозяина земли русской», как он сам себя именовал. нет ни самолюбования, ни высокомерия, а в глазах видны ум и какая-то затаенная печаль. Достаточно известно высказывание искусствоведа Абрама Эфроса, который утверждал, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

Портрет Николая II на первый взгляд кажется незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но такое исполнение картины полностью соответствует главной идее художника: показать не условного властителя, а живого и вполне обычного человека, который после работы, уставший, пришел домой и присел отдохнуть. Скромную серую офицерскую тужурку лейб-гвардии Преображенского полка император действительно носил каждый день.

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887

Поза Николая Романова сразу вызывает в памяти позу Верочки Мамонтовой на знаменитом ее портрете, более известном как «Девочка с персиками». Можно предположить, что Серов сделал это подсознательно. В традиционных искусствоведческих описаниях «Девочки с персиками», принято утверждать, что Верочка Мамонтова как будто застигнута в краткий момент, когда она утомившись от игры и беготни на мгновение присела за стол. То есть ее поза – неуверенная, нестабильная, это положение непоседливого ребенка, в любой момент готового сорваться с места. И подобная поза в портрете взрослого мужчины, на котором лежит огромная ответственность за судьбу мировой державы, воспринимается по крайней мере странно.

В «сером» портрете есть еще один показательный момент – это положение рук императора, в частности его пальцев. Дело в том, что если человек сплетает пальцы рук, это свидетельствует о его крайней неуверенности в себе, либо о том, что он находится в состоянии сильнейшего стресса и напряжения. Вероятно, художник уловил этот типичный жест Николая и зафиксировал его на полотне.

Портрет был создан очень быстро, всего за два сеанса, и показался Серову настолько удачным, что он тотчас снял с него копию.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников "Мира искусства". 1916-20

Кстати, однажды художник принес эту копию на заседание редакции «Мира искусства». Серов «усадил» нарисованного императора во главе стола и умело подсветил портрет. Эффект был столь силен, что Лев Бакст, Александр Бенуа и их коллеги синхронно схватились за сердце, едва не оказавшись жертвой коллективного инфаркта. Шутка явно удалась.

Валентин Серов. После усмирения
Валентин Серов. После усмирения

Но прошло всего пять лет, и Серов радикально изменил свое отношение к императору. После событий Кровавого воскресения художник винил императора в случившейся трагедии и постепенно начал испытывать к правящей династии устойчивую неприязнь. Серов считал, что в именно в этом своем портрете предугадал будущие несчастия, связанные с правлением Николая (и ведь он даже не дожил до революции). Есть свидетельства его друзей, что однажды, увидев этот портрет Николая на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». Показательно и мнение об этой картине Константина Коровина: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора». Кстати, возможно, именно по причине появившейся неприязни Серова к семье Романовых, портрет Николая II в офицерской тужурке оказался последним законченным портретом Николая, исполненным Серовым.

Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца
Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца

Судьба оригинала «серого» портрета оказалась крайне несчастливой. Он хранился в рабочем кабинете императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, но в 1917 году глаза Николая на картине выкололи революционные матросы, ворвавшиеся во дворец (по другой версии они распороли портрет своими штыками).

Валентин Серов. Портрет Василия Матэ
Валентин Серов. Портрет Василия Матэ

О существовании второго варианта портрета до 1914 года ничего не было известно. Этот холст был найден, когда начали готовить посмертную выставку произведений Валентина Серова, в одной из папок, принадлежавших профессору Академии художеств В.В.Матэ. В квартире Матэ Валентин Серов часто останавливался, когда бывал в Петербурге, и часто работал в мастерской своего друга. Матэ утверждал, что Серов был недоволен первым вариантом портрета, считал его слишком «замученным», и хотел сделать другой, в более свободной и простой технике. Вероятно, то, что второй вариант портрета остался не совсем законченным, соответствовало авторскому замыслу художника.

Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее. Картина была куплена Советом музей у вдовы Валентина Серова, Ольги Трубниковой (Серовой) в том же 1914 году.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оказывается, так можно: рассказывать в лицо президенту анекдоты о президенте. Фото: РИА Новости На открытии фестиваля «Славянский базар в Витебске» выступил пародист Максим Галкин. Ну выступил, казалось бы, и выступил. Но поразило всех то, что он 13 мину ...
Вот елка. Искусственная. Третий год такую ставлю, хоть и лес за забором. По первости приносил кто-нибудь из местных. Деревенские днем высматривают покрасивше, а ночью с топором и санками идут на дело. В деревню редко приезжают машины с продажными ...
По-настоящему богатый человек - это не тот, кто может за бабки полететь в космос, а тот, кто может вызвать туда проституток. "Он стартовал с космодрома Байконур в Казахстане, заплатив за это 20 млн долларов. Облетел Землю по орбите 128 раз; получается, что каждый виток вокруг ...
Такие мультфильмы снимал наш знаменитый соотечественник-оскароносец Анатолий ...
А то тут некоторые не понимают - кококо, как же так, он же беженцам собрался помогать, мимими, что вы так на него взъелись, прааативные. На самом деле причин, по которым презирают Галкина, целых три. (Причём достаточно было бы даже одной из них.) 1. Как только в стране, где он так долго ...