ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ДАМА С ГОРНОСТАЕМ
nikonova_alina — 11.05.2022Часть 1.
За всю свою не такую уж и короткую творческую жизнь Леонардо да Винчи написал всего четыре женских портрета, если не считать графического эскиза к не написанному портрету Изабеллы д`Эсте. Это портрет Джиневры де Бенчи, так называемые «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера», ну и, разумеется, вершина творчества художника – Джоконда или Мона Лиза Герардини. Насчет авторства Прекрасной Ферроньеры у исследователей есть большие сомнения, и в последнее время предполагается, что Леонардо выполнил только подготовительную работу к нему, а заканчивал портрет один из его учеников, Джованни Больтраффио. Но вот, что касается Дамы с горностаем, то здесь сомнений нет. Это рука самого Леонардо.
Хотя и у этой работы хватает своих тайн и загадок. Начнем с установления личности модели. Дама с горностаем, такая изысканная и утонченная, с тонкими и благородными чертами лица, с умным и проницательным взглядом, совершенно очевидно не может быть просто никому не известной моделью.
Датировка портрета варьируется у разных исследователей от 1482-83-го до 1489-91 годами, то есть тем временем, когда Леонардо перебрался в Милан под покровительство герцога Лодовико Сфорца (более известного под прозвищем Лодовико Моро, то есть «Мавр»). Ранние биографы художника утверждали, что в Милан он поехал, чтобы играть на лютне при дворе Сфорца. Впрочем, лютня у него была весьма необычная. Леонардо сделал ее сам из конского черепа, оправленного серебром. Лютню он подарил потом герцогу, а сам занялся более привычными для себя делами: изобретал различные экзотические виды вооружения и фортификационных сооружений, ваял «Коня» - конную статую, изображавшую герцога Франческо Сфорца, основателя династии и отца Лодовико, организовывал и оформлял дворцовые празднества и развлекал придворных, в том числе и так называемыми «пророчествами» (на самом деле загадками) или грубоватыми шутками. Из всего этого следует вывод, что портрет, написанный в период пребывания художника в Милане (Леонардо жил там 17 лет, с 1482 до 1499 г.), так или иначе должен быть связан со двором герцога Лодовика Сфорца.
Историкам прекрасно известно, что одной из самых заметных женщин при дворе герцога была его любовница, Чечилия Галлерани. Именно ее и прочат в модели этого портрета. Но здесь как раз и возникает проблема с неточностью датировки. Чечилия Галлерани родилась в 1473 году, так что в 1482 ей было бы всего 9 лет, и при всей вольности нравов того времени, девочка такого возраста все же еще не могла самостоятельно бывать в высшем свете и заводить романы. Если датировка портрета сдвигается на 7-8 лет, то перед нами должен был бы быть портрет девушки 17-18 лет от роду. На наш современный взгляд кажется, что героиня портрета все же несколько старше. Однако, это чисто субъективное впечатление. И, скорее всего, если портрет был написан в 1491 году, то возраст модели точно соответствует возрасту Чечилии Галлерани.
Косвенным доказательством более поздней датировки считается прическа героини, поскольку такую моду привезла в Милан из Испании невеста племянника Лодовико Моро Изабелла Арагонская в 1487 году.
По другой версии, это мог быть портрет невесты или молодой жены герцога Лодовико, Беатриче д`Эсте. Но в 1491 году (а это самая поздняя из предполагаемых дат написания картины), когда состоялась свадьба герцога, Беатриче не было и пятнадцати лет, а девушка на портрете все же значительно старше.
Чечилия Галлерани родилась в Сиене в большой семье. Её отец Фацио, видимо, не был дворянином, но занимал несколько должностей при миланском дворе, в том числе должность посла во Флоренции и Лукке, а её мать Маргерита Бусти была дочерью уважаемого юриста. У Чечилии было шестеро братьев, и все вместе они получили очень приличное домашнее образование, во всяком случае Чечилия обучалась латинскому языку и литературе.
zИзвестно, что в 1483 году (в возрасте 10 лет) она была помолвлена с Джованни Стефано Висконти, но в 1487 году помолвка была расторгнута по неизвестным причинам. А в мае 1489 года она неожиданно ушла в монастырь Нуово. Есть версия, что именно там Чечилия встретила герцога и вступила с ним в связь. По другим источникам предполагается, что это сам герцог поместил ее в монастырь, чтобы ему было удобно с ней там встречаться. Но в 1489 году она однозначно уже была любовницей герцога, поскольку именно в этом году один из её братьев избежал наказания за убийство благодаря помощи Лодовико Моро.
В 1492 году Чечилия родила герцогу сына Чезаре. Причем забеременела она как раз в то время, когда герцог самым торжественным образом отчмечал свою свадьбу с Беатриче д`Эсте. В то время Чечилия имела свои покои во дворце, и Лодовико Моро, зачастую прямо заявлял своей юной жене, что идет поразвлечься с любовницей. В конце концов она не выдержал, и настояла на том, что бы Чечилия Галлерани была удалена из дворца:
«…Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте. Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги…»
Герцог прекрасно обеспечил свою бывшую возлюбленную, ей был подарен его дворец, Палаццо дель Верме, который к ее переезду заново украсили силами лучших миланских художников и декораторов. Мужу она родила еще четверых детей, а позднее, с 1497 года снова начала появляться при дворе миланского герцога.
Есть сведения, что Леонардо был знаком с Чечилией Галлерани, она даже приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки. Более того, в архиве Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося словами «Возлюбленная моя богиня…», из чего даже возникло весьма смелое предположение об их интимной связи.
Продолжение следует…