Байкальская Цусима
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Байкальская Цусима 59038.jpg Байкальская Цусима 59038.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-954086.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3767260/3767260_original.jpg)
Ровно 105 лет назад, в ночь с 16 на 17 августа 1918 года, произошла корабельная баталия на озере Байкал. Событие само по себе парадоксальное, но дополнительный шарм ему придает то, что одна из сторон в этом бою была представлена чехословацкой военной флотилией. Причем самой Чехословакии как государства тогда еще не существовало, а после ее появления на картах у нее никогда не было военного флота по причине отсутствия выхода к морю и сколь-нибудь заметных акваторий.
Таким образом, флотилия, созданная чехословацкими легионерами на Байкале, была единственным подобным формированием. Она состояла из трех колесных пароходов "Сибиряк", "Бурят" и "Федосий", захваченных в байкальских портах, а также - из двух несамоходных плавбатарей, сделанных из барж-лесовозов, на которые чехи установили по две трехдюймовые полевые пушки образца 1902 года.
Чехословацкой флотилии противостояла красная Байкальская флотилия, в которую входили восемь пароходов, но из них только два вооруженных: ледокольный железнодорожный паром "Байкал" и ледокол "Ангара". Флагманом считался "Байкал", вооруженный одной шестидюймовой гаубицей (в некоторых источниках - мортирой) неизвестной марки и несколькими пулеметами. На "Ангару" водрузили две трехдюймовки и также несколько пулеметов.
Вечером 16 августа "Байкал" стоял у пристани Мысовая на юго-восточном берегу озера, когда с северо-запада показались чехословацкие пароходы "Бурят" и "Сибиряк". Каждый из них тащил на буксире баржу с двумя пушками. Встав примерно в двух километрах от берега, чехи открыли огонь по пристани, портовым складам и располагавшейся неподалеку железнодорожной станции. У красных в Мысовой не было артиллерии, кроме гаубицы "Байкала", для которой имелось всего 11 снарядов.
Тем не менее, капитан "Байкала", он же - командир флотилии и бывший рабочий Лука Власов решил принять бой. Но, чтобы задействовать гаубицу, стоявшую на носу парома и способную вести огонь только вперед, судну требовалось задним ходом отойти от причала, а потом развернуться на 180 градусов. Сделать это не удалось.
Заметив, что "Байкал" развел пары и пришел в движение, чехи перенесли огонь на него. Этот стометровый "плавучий сарай", двигавшийся с черепашьей скоростью кормой вперед, представлял собой прекрасную мишень. Едва успев отойти от берега и начать разворот, он получил снаряд в центральную часть надстройки, а потом еще один - в корму. От второго попадания вышло из строя рулевое управление. Теперь судно могло кое-как управляться только машинами, регулируя обороты винтов.
Поняв, что решение вступить в бой было слишком опрометчивым, Власов распорядился немедленно возвращаться к пристани, а после швартовки - всей команде покинуть судно. Между тем, чехи продолжали стрелять и всадили в "Байкал" еще два снаряда, один из которых угодил в складированные на палубе бочки со смазочным маслом. Это попадание вызвало огромный пожар, почти мгновенно охвативший судно, так и не сделавшее по врагу ни единого выстрела. Вскоре начали рваться снаряды и пороховые картузы для гаубицы. Однако погибших не было. Все моряки успели сбежать на берег или спрыгнуть в воду.
"Байкал" полыхал до утра, пока на нем не выгорело всё способное гореть. Удивительно, но корпус при этом остался на плаву. Через несколько дней белогвардейцы и белочехи заняли Мысовую, оставленную красными без боя. Они отбуксировали остов "Байкала" от пристани и приткнули его к берегу, где он простоял несколько лет, а потом, уже после возвращения Красной армии и завершения Гражданской войны, был разобран на металл.
На заставке - дореволюционный снимок "Байкала". Шестидюймовая пушка, скорее всего, стояла там, где на нижней палубе видны люди.
![Байкальская Цусима Baikal6-1896.jpg Байкальская Цусима Baikal6-1896.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-7707f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3766589/3766589_original.jpg)
Чертеж ледокольного парома "Байкал". Это уникальное судно было построено в 1896 году по российскому заказу на судоверфи Армстронга в Ньюкастле, потом - разобрано и по частям доставлено в село Листвянка на берегу Байкала, где для его окончательной сборки была сооружена судоверфь. В 1899 году паром спустили на воду и достроили на плаву, а в следующем году он вступил в эксплуатацию.
![Байкальская Цусима 7171899_.jpg Байкальская Цусима 7171899_.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-0f6042.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3766900/3766900_original.jpg)
Корпус "Байкала", украшенный флагами, перед торжественным спуском на воду.
![Байкальская Цусима _2222_Tyne__Wear_Arc.jpeg Байкальская Цусима _2222_Tyne__Wear_Arc.jpeg](/images/main/baykalskaya-cusima-13af54.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3767340/3767340_original.jpg)
Паром в заключительной фазе строительства.
![Байкальская Цусима Baikal2-1896.jpg Байкальская Цусима Baikal2-1896.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-83f738.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3766384/3766384_original.jpg)
![Байкальская Цусима 025.jpg Байкальская Цусима 025.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-9af926.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3765969/3765969_original.jpg)
Чешские легионеры устанавливают орудия на одну из артиллерийских барж, впоследствии расстрелявших "Байкал".
![Байкальская Цусима 50.jpg Байкальская Цусима 50.jpg](/images/main/baykalskaya-cusima-2a5aed.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3766234/3766234_original.jpg)
Чехи после захвата Мысовой осматривают сгоревший паром.
|
</> |