Первые 400 метров к звездам
vikond65 — 17.08.2023Ровно 90 лет назад, 17 августа 1933 года, в подмосковном Нахабино состоялся частично успешный запуск первой в России и одной из первых в мире экспериментальной ракеты с жидкостным двигателем. Ракета ГИРД-09, разработанная и построенная коллективом энтузиастов из Группы изучения ракетного движения (сокращенно - ГИРД) взлетела на высоту 400 метров и упала в лесу неподалеку от точки старта. Расчетная высота пуска составляла четыре километра, но через несколько секунд прогорел двигатель, что, впрочем не привело к взрыву. Посадочный парашют не сработал и ракета при ударе об землю разломилась. Весь полет длился 18 секунд.
Несмотря на столь скромный результат, один из создателей ракеты и будущий генеральный конструктор космических кораблей С.П. Королев написал в докладной записке: "От первого шага, доказавшего правильность выбранной схемы, можно будет перейти к дальнейшему усовершенствованию и получению летающих ракет больших калибров со скоростями 800-1000 м/с и дальностью полета в несколько сотен или тысяч километров". Как видим, он не страдал отсутствием оптимизма, впрочем, этот оптимизм был вполне обоснован.
В дальнейшем ГИРДовцы построили еще четыре ракеты по образцу ГИРД-09 под кодовым названием "Изделие 13". Наивысший достигнутый результат составлял 1500 метров. На большее снаряд оказался не способен, и ракетостроители приступили к разработке новых, более совершенных изделий, однако, это уже другая история.
На заставке - полноразмерный макет ГИРД-09 и ракета на пусковой установке перед стартом. Крайний слева - Сергей Королев.
Чертежи ГИРД-09 и его пускового станка.
Подлинник чертежа, для просмотра в полном размере, откройте в отдельном окне.
Двигатель ГИРД-09, работавший на желированном бензине (напалме), который был залит прямо в камеру сгорания между внешней и внутренней, перфорированной стенками. Окислителем служил жидкий кислород, помещавшийся в длинном цилиндрическом баке, установленном перед двигателем. Вверху видна свеча электрозажигания, взятая от автомобильного мотора. На испытаниях двигатель развивал тягу 38 кг.
|
</> |