История фильма «Блондинка за углом»
amarok_man — 23.09.2024
Многие не знают, что популярная в середине 80-х годов лирическая
трагикомедия первоначально задумывалась как тяжёлая остросоциальная
драма. Об этом в начале нулевых годов рассказал режиссёр фильма
Владимир Бортко.
Первый вариант сценария к этому фильму Александр Червинский
написал в конце 70-х. Но в редколлегии Госкино его тут же посчитали
пасквилем на советскую действительность и отвергли. Сюжет, по их
мнению, воспевал мелкобуржуазные ценности, не типичные для
работников советской торговли.
Дело в том, что первоначально история вообще не была комедией.
В сюжете речь идёт о двух совершенно разных по духу молодых людях,
между которыми вспыхнул роман. Он – бессребреник, преданный науке
человек, но которому так и не удалось добиться успеха.
В сорокалетнем возрасте, после разочарования в своей жизни и
научной карьере, у него происходит душевный кризис и переоценка
ценностей. Он бросает науку, несмотря на университетское
образование и аспирантуру, и нанимается подсобным рабочим в
продуктовый магазин. Где, к слову, его зарплата оказалась выше, чем
в астрофизической обсерватории.
В этом магазине он встречает красивую и инициативную девушку из
провинции. Которая не имеет образования и по своей сути является
полным антиподом главного героя. На её примере автор ярко
демонстрирует образ жизни представителей советский торговли,
основанный на протекциях и блате по принципу «Ты мне, я тебе»
Их роман заканчивается свадьбой, с которой жених в последний
момент сбегает, осознав, что это не его мир и чуждая ему жизнь.
Эдакий современный вариант финала гоголевской «Женитьбы». Короче,
настоящая драма, в которой оба главных героя остаются несчастными и
взаимно непонятыми.
Цензуре крайне не понравилось то, что образ жизни главной
героини автор преподнёс как типичную обыденность работников
советской торговли. И что эти «ложные ценности глубоко проникли не
только в советскую торговлю, но даже в круги академических
работников и ученых». Примерно так были сформулированы основные
претензии цензоров.
К тому времени сценарием заинтересовался режиссёр Владимир
Бортко. Убедившись в том, что остросоциальную драму снять не дадут,
Червинский и Бортко задумали повернуть сюжет в русло комедии, так
как элементы сатиры в то время вроде бы не запрещали.
Ведь ещё Рязанов после своего фильма «Дайте жалобную книгу»
говорил, что снимать о пороках советской действительности
запрещено, но если это делать смешно, то можно. Главное - не
перегнуть палку и не подвергать сатире высокое руководство. А над
торгашами и руководством пониже очень даже можно и
посмеяться.
Именно это решили сделать и Бортко с Червинским. Буквально за
месяц они переделали сценарий, вставив в него ряд смешных и
сатирических эпизодов. Также по требованию членов худсовета
грустный драматический финал (расстроенная свадьба, бегство
современного «Подколесина», слезы невесты и т.д.) был дополнен
счастливым концом.
«Нетипичная» главная героиня в итоге оказалась вполне типичной
советской девушкой, которая бескорыстно помчалась за своим любимым
на край света
Вот так остросоциальная драма превратилась в достаточно лёгкую
комедию водевильного плана, так как в фильм создатели включили
целый ряд песен в исполнении Андрея Миронова.
Сам Бортко позже не любил вспоминать этот фильм, хотя картина
в 1984 году вошла в число лидеров проката, и её посмотрели более
24-х миллионов зрителей.
На съёмках финальных сцен произошёл забавный случай. Сцену
свадьбы главных героев снимали в павильоне «Ленфильма». По сценарию
стол должен был ломиться от деликатесов. Но в то время (1983 год) в
ленинградских магазинах уже ощущался дефицит деликатесных
продуктов. Реквизиторы со склада принести всё, что у них было:
фрукты и разные яства из папье-маше, гипсовых осётров, черную икру
из покрашенной пшённой каши и т.д. и т.п.
В целом всё смотрелось неплохо, но не очень реалистично. И
тогда Владимир Бортко, используя свои «блатные связи», куда-то
позвонил, и вскоре на киностудию привезли настоящую сырокопчёную
колбасу, ветчину и даже вроде бы обычные сосиски, но которые
распространялись только по спецзаказам для руководства.
Одна из молоденьких помощниц режиссера с недоверием понюхала
эти сосиски, которые внешне сильно отличались от тех, что
продавались в магазине, и удивлённо спросила: «А почему у них такой
странный цвет?» Стоящий рядом Миронов в ответ грустно пошутил: «Это
цвет мяса, мадам!»
https://dzen.ru/a/ZlT1W6UM9QEPzaZ_