Крылатые чекисты

Поскольку мой блог - не столько новостной, сколько исторический,
вот вам дополнение к предыдущей заметке: подборка иллюстраций,
посвященных авиации НКВД.
В состав воздушного флота прославленного Наркомата внутренних дел входила пограничная авиация, а также транспортные, пассажирские, связные и учебные машины, которые обслуживали различные организации и ведомства, подчиненные руководству Комиссариата. Они выполняли самые разные задачи, от патрулирования границ до перевозки арестованных и вывоза золота с отдаленных колымских приисков.
По состоянию на апрель 1941 года в НКВД числилось 120 самолетов различных типов, в том числе шесть МП-1 (гражданский вариант летающей лодки МБР-2), восемь МП-1бис с моторами М-34, 35 П-5бис (невооруженная гражданская версия разведчика Р-5), шесть ПЛ-5, два Ш-2, 31 У-2, 15 У-2СП (СП - санитарно-пассажирский), пять С-2 (чисто санитарный вариант У-2) и пять ПС-7 (пассажирская модификация двухмоторного разведчика Р-6).
Вот снимки некоторых из этих и более ранних чекистских машин, а
также тех, кто на них летал.
Самолет Р-5 (или П-5) с характерной надписью на борту, снимок
фотокорреспондента газеты "Правда Востока" Макса Пенсона.
Несколько самолетов того же типа из 1-го авиаотряда НКВД Узбекской
ССР на Ташкентском аэродроме. На фюзеляжах нанесены зеленые круги с
вписанными в них красными звездами (эмблема советской пограничной
авиации 1930-х годов).
Радиофицированный Р-5 одного из погранотрядов НКВД с аналогичной
эмблемой на хвосте, обведенной белой окантовкой.
МБР-2 одного из морских пограничных авиаотрядов.
МБР-2 командира 2-й отдельной Камчатской пограничной эскадрильи
М.И. Пармичева, зима 1934 г. Под крылом видны бомбодержатели.
На некоторых снимках самолеты советской пограничной службы 1930-х
годов имеют другой отличительный признак - зеленый руль поворота с
двумя горизонтальными белыми полосами.
Последствия аварии самолета ПС-7 авиации Дальстроя НКВД,
произошедшей в Чокурдахе 30 июня 1941 года. Самолет при разбеге
налетел поплавком на плывущее по реке бревно и перевернулся.
Удивительно, но при этой аварии никто не пострадал.
Личный состав одного из авиаотрядов погранохраны НКВД, 1939
год.
Группа выпускников авиационного отделения Харьковского училища НКВД
им. Дзержинского, 1939 год. Обратите внимание, что строевых
летчиков к тому времени уже переодели в неказистые мешковатые
гимнастерки, но курсанты еще ходили в красивой форме с френчами,
белыми рубашками и галстуками.
Этот снимок времен войны имеет к чекистской авиации лишь косвенное
отношение, но мне он понравился колоритными "граффити" на борту
бомбардировщика Ил-4 - "Дальневосточный чекист" и "Дальстроевцы".
Самолет построен на средства, собранные работниками Дальстроя
НКВД.
Образцы униформы офицеров пограничной авиации НКВД.
|
</> |