Нам разум дал стальные руки-крылья...


Ровно 110 лет назад, 13 августа 1913 года, английский металлург Гарри Брирли сделал очень важное открытие, установив, что сталь, содержащая более 12% хрома, не подвержена коррозии. Сейчас кухонная посуда, столовые приборы, сантехника и многие другие изделия из нержавейки стали настолько обыденными, что кажется, будто они существовали с незапамятных времен. И мало кому известно, что совсем недавно, еще в начале прошлого века, люди не знали нержавеющих железных сплавов.
А первый самолет с каркасом из нержавеющей стали "Энерж" был построен в СССР в 1931 году по проекту инженера А.И. Путилова из НИИ ГВФ. Это подкосный высокоплан, перевозивший четырех пассажиров и получивший название "Сталь-2", выпускался серийно и эксплуатировался на местных авиалиниях. В 1935 году началось производство более крупного восьмиместного самолета "Сталь-3", который также широко использовался в "Аэрофлоте" до войны. Всего было построено 111 экземпляров "Сталь-2" и 79 "Сталь-3".
Главным достоинством этих мини-лайнеров считалась их долговечность, поскольку каркас не ржавел как сделанный из обычной стали и не гнил как деревянный. А дешевую полотняную обшивку было легко сменить, обычно эту процедуру проводили каждые 2-3 года. Однако через несколько лет эксплуатации выяснилось, что стальные самолеты получились вовсе не вечными.
Хотя детали силового набора, выполненные из спецстали "Энерж", действительно не корродировали, но зато вполне себе ржавели соединяющие эти детали сварные швы. А ослабление из-за коррозии стыковых соединений делало использование самолетов небезопасным. Поэтому в начале 1940-х годов "Сталь-2" и "Сталь-3" были списаны и в дальнейшем к постройке самолетов из нержавейки более не возвращались. Сыграло свою роль и то, что, что нержавеющая сталь - гораздо дороже обычной, а потому у сделанных их нее самолетов была весьма высокая себестоимость.

"Сталь-2" на зимних лыжах.

Первый прототип самолета "Сталь-3".

"Сталь-3" выруливает на старт.

"Сталь-3" с двигателями М-22 и М-17. Рисунки В. Егорова.
Кстати, в 1936 году самолет из нержавейки построила американская фирма Fleetwings. Это был небольшой гидроплан-амфибия с убирающимся шасси, получивший название F-4 Sea Bird, причем, в отличие от советских машин, у него из хромистой стали был выполнен не только каркас, но и обшивка. Но самолетик вышел очень дорогим и не получил распространения. Фирме удалось продать всего пять экземпляров, один из которых сохранился и даже участвует в авиашоу.

Sea Bird на одном из авиафестивалей. Видно, что для экономии веса обшивку пришлось делать тонкой как фольга, из-за чего ее изрядно "повело".
|
</> |