Сражение за шарики

топ 100 блогов vikond6517.08.2023 Сражение за шарики maxresdefault (1)

Ровно 80 лет назад, 17 августа 1943 года, 230 тяжелых бомбардировщиков В-17 "Флаинг фортресс" из 8-й Воздушной армии США совершили дневной налет на крупнейший шарикоподшипниковый завод Германии, расположенный в городе Швайнфурт. Разрушив его, американцы надеялись парализовать немецкую военную промышленность, поскольку подшипник - непременный атрибут любой военной и транспортной техники.

Для отражения налета немцы подняли в воздух всю свою истребительную авиацию к западу от Рейна - порядка 300 машин, включая двухмоторных "ночников". В этом сражении они впервые применили "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы", оснащенные новейшим оружием - ракетами "воздух - воздух", способными поражать бомбардировщиками на большом расстоянии, превышавшем дистанцию эффективного огня воздушных стрелков.

Атаки перехватчиков начались как только бомбардировщиков покинул истребительный эскорт, которому пришлось возвращаться из-за нехватки топлива. Прежде чем армада достигла Швайнфурта, немцам удалось сбить 22 "летающие крепости", многие другие машины получили повреждения. Над городом американцев встретили зенитчики, сбившие еще три самолета. Однако остальным удалось отбомбиться, сбросив на завод и железнодорожную станцию 420 тонн фугасных и зажигательных бомб.

На обратном пути американцев вновь атаковали истребители, успевшие пополненить боекомплект и снова подняться в воздух. Они расстреляли еще 11 "крепостей", восемь из которых рухнули на территории Бельгии, а остальные - в Ла-Манш. Только на финальном этапе в бой вступили истребители союзников, отогнавшие преследователей, однако за это им пришлось заплатить гибелью двух английских "Спитфайров" и трех американских "Тандерболтов".

Таким образом, общие потери в результате налета составляли 36 тяжелых бомбардировщиков и пять истребителей. А если добавить к этому 24 бомбардировщика, потерянных в тот же день при налете на авиазавод "Мессершмитт" в Регенсбурге, то безвозвратный урон американской авиации стал рекордным. Причем к нему надо приплюсовать еще 95 поврежденных машин. из которых 55 были списаны как не подлежащие ремонту. Потери среди личного составляли 567 убитых и пропавших без вести летчиков, штурманов и стрелков. Более 20 членов экипажей уцелевших машин получили ранения. Наиболее тяжелый урон пришелся на 381-ю бомбардировочную группу. Из 20 ее машин не вернулись девять. В 91-й группе погибли семь экипажей, в 101-й - шесть.

Выжившие стрелки "крепостей" по возвращении заявили, что они якобы сбили в общем счете аж 288 немецких истребителей. Пилоты "Спитфайров" и "Тандерболтов" приписали себе еще 32 воздушные победы. Однако реальные потери Люфтваффе при отражении налетов на Швайнфурт и Регенсбург составляли всего-навсего 25 самолетов. Американцы, чтобы подсластить пилюлю, завысили их более чем в 12 раз.

Американское бомбардировочное командование могло записать себе в актив то, что швайнфуртский подшипниковый завод получил серьезные разрушения и надолго "выбыл из игры". Выпуск подшипников в Германии упал на 36%, соответственно, сократилось производство всей военной техники. Однако немцы быстро вышли из положения, увеличив закупки подшипников в Швейцарии и Швеции, а уже через два месяца производство этих изделий в самой Германии вновь достигло прежнего уровня. В общем, единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда, были шведские и швейцарские бизнесмены, резко нарастившие свои барыши.

Сражение за шарики B-17Gs_381st_BG_en_route_to_target
Самолеты В-17G из 381-й бомбардировочной авиагруппы, потерявшей в налете на Швайнфурт почти половину своего состава.

Сражение за шарики FW 190 A-4 R6 mit WR 21 unter der Fleache

Сражение за шарики Messerschmitt-Bf-110G-Zerstorer-with-the-21cm-Werfergranate-Mortar-02
Истребители "Фокке-Вульф" FW-190A-7 и "Мессершмитт" Bf-110, оснащенные противосамолетными ракетами Werfergranate-21.

Сражение за шарики 55db3d40748db_huge

Сражение за шарики 130307145823-higher-call-gallery-painting-horizontal-large-gallery
Эпизоды Швайнфуртского рейда, картины современных американских художников Роберта Тейлора и Джона Шоу.

Сражение за шарики maxresdefault
Немцы осматривают сбитую "летающую крепость".

Сражение за шарики 379th-bg-apr-10-44-b17-486-5x7
Этому экипажу повезло, на сильно поврежденной машине он сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку "на брюхо".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статья из большого цикла рубежа 90-х - нулевых об одной занятной практике. В 90-е ею занимались все кому не лень, но и сегодня о ней куда больше слухов, чем информации. Я тоже как-то проверил эту дрянь на практике, но лишь для того, чтобы убедиться, что при качественном подборе звукоряда ...
Гостиничный номер в Лондоне, 1958 год: А могло бы сойти за иллюстрацию к роману "1984". Рейхсавтобан Берлин-Кёнигсберг, 1930-е: Хорошо, что в СССР 1941 года таких не было. Императрица и император Японии выходят из автомобиля при посещении мемориала в Токио, 1963: На улочке г ...
Экономия бюджета РФ за счет сокращения числа чиновников и госслужащих на 20% достигнет в 2013 году 33 млрд рублей, по сообщению РИА «Новости» заявил министр финансов Алексей Кудрин на заседании президиума правительства. «В течение трех лет у нас ...
В ы наверняка не обратили внимания, но недавно Латвия со всей решительностью потребовала у России немедленно освободить Савченко и бескомпромиссно осудила вынесенный ей приговор. Но не надо беспокоиться — на это не обратил внимания никто. Даже российский МИД поленился отр ...
3:17 ночи. Вызов: «Роды повторные, 40 недель, отошли воды» . Адрес – общежитие, которое в наших кругах ласково называют «алкогольный заповедник». Чаще всего сюда вызывают на «избили-сломали», на нарика с передозом, алкашу с перепоем. Но чтобы роды – уже экзотика какая-то... ...