Как Михалков «Обломова» снимал: конфликт с Калягиным, слезы Соловей...
amarok_man — 05.11.2025
Теги: Михалков
Табаков

45 лет назад в прокат вышла картина «Несколько дней из жизни И.
И. Обломова», которую Никита Михалков снял по мотивам романа Ивана
Гончарова «Обломов».
Успех самой удачной экранизации произведения классика ХIХ века
изначально был заложен в команде. Команде Михалкова, которая
работала с ним на нескольких картинах. Оператор — Павел Лебешев,
композитор — Эдуард Артемьев, художник — Александр Адабашьян (он же
автор сценария вместе с Михалковым).

Да и снимать он решил «своих», проверенных актеров — Олега
Табакова, Юрия Богатырева, Николая Пастухова, Елену
Соловей...
Был и Александр Калягин — в роли Михея Андреевича Тарантьева.
Напомним, актер сыграл главную роль (школьный учитель Платонов) в
предыдущей картине Михалкова «Неоконченная пьеса для механического
пианино», а еще раньше — в дебютной ленте Никиты Сергеевича «Свой
среди чужих, чужой среди своих». Однако при окончательном монтаже
«Обломова» режиссер убрал всю сюжетную линию с персонажем Калягина
и вырезал все отснятые с ним кадры.
По слухам, во время съемок у них случился конфликт, который
два больших актера, судя по всему, разрешить не смогли. Больше они
вместе не работали. И возникшую ситуацию не комментировали

Обломова, как известно, сыграл выдающийся актер ХХ века Олег
Табаков, и представить в мягких уютных одеждах Ильи Ильича кого-то
другого теперь не могут даже те, кто никогда не читал Гончарова.
Именно Олега Палыча Никита Сергеич видел в главной роли. Хотя
сыграть ее очень хотел Юрий Богатырев. В жизни он был похож скорее
на меланхоличного Обломова, а Табаков — на Штольца. Но Михалков
«спутал карты» и отдал костюм энергичного Штольца Богатыреву,
ставшему талисманом режиссера. И перед съемками поставил ему почти
невозможное условие: «Похудеешь — сыграешь Штольца!» А худеть-то
надо было не на пару кг, а на 15! Но чего не сделаешь ради любимого
режиссера и хорошей роли! Дошло до того, что после съемок
Богатырев, как и Штольц, стал вегетарианцем

По правде говоря, высокодуховный, хоть и с ленцой, Обломов —
это сам Михалков, Штольц — его брат, западник-прагматик Андрей
Кончаловский. Говорят, так считал сам Никита Сергеевич, приступая к
съемкам. Да и Андрей Сергеевич вроде как признавал это.
Надо отметить, что рассказать в картине Михалков хотел об
опасности не обломовщины (о ней всё известно, она давно осуждена),
а именно штольцевщины, то есть прагматизма, пожирающего в человеке
духовность

«Если она свободна и согласна, я буду очень рада»
Елене Соловей, которую Михалков тоже любил снимать, в этом
фильме светила лишь маленькая роль, поэтому она легко согласилась
на роль Миледи в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера». Для нее уже
даже сшили костюм. И вдруг Михалков, попробовав несколько молодых
актрис, понял, что на роль Ольги Ильинской ему нужна именно
Соловей.
Сниматься одновременно в двух больших проектах Елена не могла
физически, так как всегда возила с собой детей. А поработать еще
раз с Михалковым очень хотела. Тогда она предложила
Юнгвальд-Хилькевичу, снимавшему «Мушкетеров», вернуться к
кандидатуре Маргариты Тереховой, которая мечтала сыграть Миледи (и
потом сделала это превосходно). «Если она свободна и согласна, я
буду очень рада», — написала Соловей. И получила в ответ
телеграмму: «Ваше из ряда вон выходящее желание
удовлетворено».
Тогда актриса не догадывалась, что роль в «Обломове» измотает
ее напрочь, опустошит. И при этом получится одной из лучших в
кинокарьере — наряду с работами в «Рабе любви» и «Неоконченной
пьесе... »

В одной из сцен Елене нужно было не просто плакать, а рыдать
навзрыд. Чтобы привести актрису в нужное состояние, Михалков велел
привезти в лес, где проходили съемки, динамики и включить «Каста
Дива» итальянского композитора Беллини. Слезы тут же потекли из
глаз Елены ручьем. Сцена была снята.
Репина закрутила роман с режиссёром
К слову, в перерывах между работой над «Обломовым» Никита
Михалков умудрился снять «Пять вечеров» по пьесе Александра
Володина с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным в главных
ролях. Для Людмилы Марковны Никита Сергеевич даже придумал
крошечную роль старой няни в «Обломове»

А маленького Илюшу Обломова он доверил сыграть семилетнему
Андрею Разумовскому, который снимался вместе с мамой — Надеждой
Репиной. Ей, правда, достался лишь эпизод — она и в титрах не
упомянута.
Но, по слухам, актриса закрутила роман с режиссером. Она-то
была в разводе, а Михалков женат... К счастью, обошлось без тяжелых
последствий для обоих.
Тогда как с выходом фильма возникли проблемы. Сначала цензоры
придрались к духовной музыке Сергея Рахманинова, звучащей в
картине. Михалков категорически отказался менять ее на что-то
другое. Тогда ленту выпустили в прокат «третьим экраном» — по
провинциальным кинотеатрам. К счастью, зрителям она понравилась. Да
и не могло быть иначе — ранние картины Михалкова блистательны

Дальше уже пошли статьи в прессе. Возникла и полемика. Народ
оценил очередное творение Михалкова-режиссера. Правда, наград в
СССР фильму не досталось. Якобы по идеологическим причинам. Сейчас
смешно об этом и заикаться, а тогда «наверху» вполне могли
сослаться на то, что Ленин осуждал обломовщину.
Несколько призов картина получила, как ни странно, на
международных фестивалях. Хотя кажется: где США, Великобритания,
Испания, а где русская душа Обломова, которую ни один иностранец до
конца не поймет
https://dzen.ru/a/aMKNoAjYcBIBFskX?ysclid=mfhy0j2tnp359559078
Люблю Штольца в исполнении Богатырёва, люблю Обломова в
исполнении Табакова...
Прекрасный фильм...