Бальдуры и бадубины современного мира. Часть вторая
anlazz — 14.09.2024 Ну, и да, конечно: рассматривая описанное в прошлом посте явление, невозможно не обратить внимание на самый яркие пример его. На т.н. "информационные технологии". Которые так же появились, как исключительно конструктивное, прогрессивное и положительное явление, должное - по мере тех, кто им занимался - освободить человека от тяжелого и монотонного труда. Ну да, как уже не раз говорилось, пресловутые роботы из фантастики 1950-60 годов активно вкалывали в шахтах, на заводах, в условиях глубокого космоса (полагалось, что это станет реальностью) ну и т.д. и т.п. А людям оставалось только давать им - роботам - указания и потреблять созданные продукты.Кстати, интересно - но даже "нероботизированные" компьютеры и калькуляторы на деле выполняли ту же самую задачу. Потому, что в "докомпьютерную эпоху" математические расчеты были реальным примером монотонной и нелегкой работы. Да, физически считать было несложно - как правило, использовались механические арифмометры, причем иногда с электроприводом - но внимание требовалось тут колоссальное. Так что замена "людей-компьютеров" ламповыми, а затем и транзисторными "машинами-компьютерами" было совершенно в духе указанного выше представления. Равно как так же в духе "освобождения человека" была замена разнообразных картотек и шкафов с "делами" компьютерными базами данных.
То есть, еще раз: информационные технологии в том виде, в котором они предполагались изначально - и в котором пребывали "первую половину" времени своего существования - могли вызывать только восхищение и уважение. Важная и полезная часть человеческой деятельности, ведущая к улучшению человеческого существования, к раскрытию истинного смысла человеческой жизни - который состоит не в том, чтобы двигать суппорт станка или переписывать циферки с арифмометров в таблицу. Но! Уже в 1980 годы наметился и иной тренд. Состоящий в том, что пресловутые IT начали рассматриваться, как некие "вещи в себе", как самостоятельная ценность, не переходящая в иные (человеческие) ценности.
И дело даже не в компьютерных играх, как таковых - хотя именно последние в 1980 годы и превратились из увлечения немногих в настоящее бедствие. (Правда, тут стоит указать, что бедствием стали скорее "приставки" - т.е., специализированные игровые компьютеры, 8-16 битные консоли от "Нинтендо" и т.д. - нежели "компьютеры" в привычном понимании. Но это ничего не меняет.) Дело в том, что уже тогда, в 1980, начала появляться критика повальной компьютеризации всего и вся. Делавшая упор на то, что "компьютеры внедряют - а производительность не растет". Еще популярной к концу десятилетия стала мысль о том, что "чем больше безбумажных технологий применяется, тем больше бумаги уходит" - но это уже частный случай предыдущего.
Впрочем, если честно, то все это на самом деле было, скорее, "взглядом по верхам" - потому, что реального "слона последствий информационного бума" тогда не было принято замечать. Ну да: речь идет о том, что внедрение IT происходило одновременно с массированным "переносом производства" из т.н. "развитых стран" в страны "развивающиеся", и вытекающим из этого ухудшением (очень серьезным) условий работы реальных производителей. Потому, что светлые и чистые цеха европейских и американских заводов - где условия работы были обеспечены известными требованиями, достигнутыми длительной классовой борьбой (и "Тенью СССР") - по сути своей, заменялись некими "азиатскими сараями и подвалами". А разного рода автоматы и механизмы "развитого производства" менялись на пресловутых "полуграмотных китайцев" - бангладешцев, индийцев, филиппинцев и т.д. - "с отверткой".
Конечно, понятно, что не IT тут было первичным - но все равно, спорить с тем, что развитие средств "управления информацией" явилось очень большим подспорьем для превращение производителей в транснациональных монстров, сложно. И значит... ну да, то самое: речь идет о том самом "движении маятника", который прошел свой "оптимум" и устремился к тому состоянию, при котором он будет не решать проблемы, а их создавать. Да, разумеется, в 1980 годы оное представить было тяжело. И в 1990, если честно, тоже - не пресловутое "восстание машин" и прочие "страшилки", известные еще с 1950 годах. (На деле - с 1930-х, см. "то самое" произведение Чапека.) А именно что "вычислительная и сетевая техника" будет "делать хуже" сама по себе. Это, простите...
Однако указанный момент оказался не кульминацией процесса "движения маятника" - а лишь начало перехода его через "ноль". Потому, что чем дальше - тем больше становится моментов, когда не "айти" подстраиваются под нужды общества. (То есть, решают необходимые для последнего задачи.) А - наоборот - общество подстраивается под IT. Ну да: необходимо поддерживать рост - пускай и небольшой - продаж всех этих компьютеров, процессоров, программ при том, что реальные запросы системы "общественной жизнедеятельности" обеспечиваются уже не данной сферой.
Проще говоря: компьютеризировали все, что можно - и что нельзя, и даже игры уже не привлекают новых покупателей, потому, что играют 99% от потенциальной аудитории. Что тут делать? Сворачивать инвестиции? Или - не дай Бог - вкладывать их в какие-то новые области? (Где непонятно, что и как - а современные инвесторы по настоящему рисковать давно отвыкли.) Конечно же, нет: вот вам "криптовалюты". Которые, конечно, какие-то вопросы решают - но для 99% "потребителей" (т.е., тех, кто с ними связался) оказываются важными только, как объект "майнинга". (В смысле - некого достаточно неочевидного и затратного производства, требующего значительный закупок "компьютерной техники".)
Кстати, забавно: когда о "крипте" начали говорить в тех же 1990 годов, то в качестве главного аргумента "за" рассматривали именно что дешевизну. Дескать, не надо будет печатать массу "зеленых бумажек", возить их в специальных машинах, хранить в особых хранилищах, платить кассирам и т.д. И даже по сравнению с "безналом" все выглядело много проще: никаких "операционистов", не надо даже каналов связи с банками - только компьютер и небольшая программа!
Пальцем в небо? Не знаю, если честно! Потому, что, конечно, нельзя отрицать тот факт, что 1% от всей мировой генерации электроэнергии - это много больше того, что потребляют все остальные "системы расчетов". (И наличные, и безналичные.) Ну, а тот факт, что именно майнинг выступает уже лет 6 как самым главным "потребителем" высокоскоростных процессоров, что именно он ведет к росту продаж наиболее современной техники (даже игры оказываются вторичными), разумеется, игнорировать нельзя. Но, в целом, тут нельзя сказать: сознательно ли выбор алгоритмов генерации "крипты" шел в сторону наиболее затратных, или это единственно возможный путь? И в те же 1990 годы просто не было понимания, что дело обстоит именно так.
Зато можно твердо сказать, что криптовалюты были "внедрены" именно тогда, когда стала понятной невозможность дальнейшего "накачивания" айтишного рынка "стандартными средствами". Потому, что переход с "вялого барахтанья" всей этой "крипты" в течение почти 30 лет - первые опыты пошли еще в конце 1980 годов - к стремительному взлету в 2017 году случился только после того, как "некто" перевел в биткоин очень большие средства. Порядка нескольких миллиардов долларов - и тем "запустил рынок". (На этом фоне все идеи либертарианцев о том, что "взаимодействием свободных людей можно заменить работу банков" и т.д., можно спокойно сливать в унитаз: пока "реальные пацаны" не пришли в данный сектор, никакие "свободные" ничего сделать не могли.)
Самое забавное тут - то, что примерно то же самое случилось и в 2023 году, только вместо "крипты" были "нейросети". В том смысле, что уже - в очередной раз - начавший стагнировать "айти-рынок" был опять оживлен путем резкого вливания средств. Ну да, "неожиданно оказалось", что "генеративный ИИ" есть очень крутая - и очень нужная штука. И опять "погнали" вложения, опять начался рост акций и все такое, всасывая в себя все имеющиеся общественные ресурсы. Начиная с электроэнергии - например, в США к концу 2020 годов ожидается, что AI будет потреблять более 15% всего электричества (!), да и сейчас он УЖЕ жрет более трети всех затрат на "компьютизацию". И заканчивая "человеческими ресурсами": самые способные и мотивируемые личности давно уже идут только в IT. (Т.е., вся остальная "техника" довольствуется теми, кто не смог стать жрецом "Всемогущего компьютера".)
Результат же оного... ну, что тут сказать. Только универсальное: радио есть, а счастья - нет. В смысле: массовое внедрение "вычислительных систем" вот уже лет 20 не дает ничего, кроме существования этих самых систем. (Последние реально положительные эффекты были в начале 2000 годов... но об этом надо говорить отдельно.) И остановить деградацию современного общества IT ни в каком виде не может - точнее, конечно, оно ее ускоряет. (Кстати, я ожидаю очень резкий рост деградации после начала массового внедрения ИИ - потому, что оное приведет вообще к исчезновению понятия ответственности. Кою пресловутые ЛПР будут активно спихивать на "компьютер" - собственно, это уже сейчас идет, но с внедрением ИИ процесс пойдет по экспоненте.)
Впрочем, ладно! О последнем так же надо писать отдельный пост. Тут же, конечно, надо сказать, что проблема лежит не в "железе" - т.е., не в "харде и софте" - а в том, как "плохо устроенное общество" (термин И.А. Ефремова) относится к любым социальным (и иным) процессам. В том, что подобное общество, получив в руки какое-нибудь достижение, не останавливается на оптимуме, а продолжает это достижение эксплуатировать до тех пор, пока оно не станет чистым злом. Так что будущий развал сферы управления из-за внедрения AI - это совершенно ожидаемое явление. Со всеми вытекающими последствиями - и, как не смешно, не только плохими...
|
</> |