КВН - как зеркало эпохи смерти СССР. Часть первая
anlazz — 11.09.2024 Теги: Масляков Интересно: но смерть известного телеведущего Александра Маслякова подняла проблему понимания того феномена, которым являлся руководимый им КВН. (Давно уже вышедших за пределы простой телепередачи, и превратившийся в очень развитой бизнес - со многими "филиалами" и формами зарабатывания денег.) Понятно, конечно, что про самого усопшего aut bene aut nihil, причем, если честно, то тут именно что aut nihil - и трогать его мы не будем. А вот про его "детище" имеет смысл сказать несколько слов. Потому, что эволюция оного - с 1961 по 2024 годы - является прекрасной исторической иллюстрацией. Кстати, думаю, после смерти своего "хранителя" этот "конкурс" загнется через год-два. Что будет очевидным благом - но о последнем скажу несколько позднее.Пока же укажу, что этот самый "Конкурс веселых и находчивых" сам по себе являлся порождением "той самой" светлой, чистой и великой "эпохи 1960 годов". Причем - даже КВН современный, ставший давно уже бизнесом со всякими KPI и т.д.! И все его (этого бизнеса) особенности - включая (да, именно так!) "порождение Зеленского" - были заложены именно тогда. Оное кажется невозможным: да, еще к "реалиям 1980 годов" - когда случилось "второе пришествие" "Конкурса Веселых и Находчивых" - данную тему можно как-то "привязать", но 1960-е? Весь этот тупой натужный "юмор" уровня "камеди-клаба" (который, в свою очередь, порождение КВН) выглядит совершенно несовместимым с "тем временем". Но на само деле чуть ли не все "отечественное стендаперство" вытекает именно оттуда, из времени "Гагарина, Черемушек и "Современника".
Из той самой благословенной эпохи (1961 год), когда несколько совершенно различных - но при этом полностью проникнутых духом наступившей "оттепели" - людей (журналист Сергей Муратов, худрук и, по совместительству, режиссёр театра МГУ «Наш дом» Альберт Аксельрод, и начальник цеха на Московском электроламповом заводе, инженер Михаил Яковлев) решили создать новую передачу. Названную в честь телевизора "КВН-49". (Первого, кстати, советского массового телевизора, превратившего телевидение из "развлечения техногиков" в реальное СМИ.) И - тем самым заложил "будущий формат" того, что сейчас (да и вообще, лет 40 уже как) принято называть "юмористической передачей".
Нельзя сказать, что до этого не шутили. Шутили, конечно - и очень активно. Клоуны в цирке, конферансье (еще кто помнит: кто это такие) на концертах, разного рода юмористы в журналах и газетах, карикатуристы... ну и т.д. и т.п., вплоть до кинокомедий. Но! Шутка "докавээннго периода" всегда имела "служебное значение". Шутили для двух вещей: для "привлечения внимания" и для развлечения. Первое проявлялось в различных "сатирических материалах" - там активно "пропесочивали" бюрократов, взяточников (да, оные были!), бракоделов, алкоголиков и лодырей, в общем, врагов советского общества. Иногда это было талантливо, иногда - тупо и казенно - но всегда имело цель "защиты неких ценностей" через отрицание лиц, их отрицающих. (От подзаборного алкаша до зарубежных "разжигателей войны".)
Был и "развлекающий смех" - он, если честно, был еще более распространен. Юмор. Советскому - да и несоветскому - человеку надо было отдыхать через расслабление, ну, а смех в данном деле первый помощник. Поэтому была огромная "плеяда юмористов" - от цирковых клоунов до всенародно любимых режиссеров - которые "работали" на эту задачу. Так же можно сказать, что одни это делали талантливо, а другие тупо - как и в случае с сатирой. Но одно оставалось неизменным: то, что эта была "работа на потребителя". Что главным был тот человек, который должен был видеть, слушать или читать "что-то смешное".
КВН же обращал оное состояние! Он изначально рассматривался не как "работа" на какую-то аудиторию, а, скорее, как добровольное развлечение людей друг с другом. Ну да: это же конкурс, игра, актерский капустник - с коего и был потырен! (Капустник - актерская вечеринка, на которой актеры дурачились друг перед другом, разыгрывая разные сценеки.) Тут, если честно, зритель был изначально вторичен - да и какой это зритель, по сути, это свои же товарищи, однокурсники, а не "почтеннейшая публика". Которую надо развлекать или "привлекать внимание к недостаткам".
Оное было совершенно в духе эпохи. В духе сокращения отчуждения, в духе перехода от "мира необходимости" к "миру свободы". Играть (в смысле, шутить) не для зрителя, а для себя, заниматься самореализацией - вместо бесконечной беготни и согласования по "худсоветам". (КВН шел в прямом эфире, и вырезать чего-либо изначально там было невозможно. То есть, это был, по сути, механизм невиданной до того гласности.) Если же учесть, что участниками команд изначально были студенты обычных "несвязанных с искусством" вузов - то есть, лица, ничем не обязанные разного рода "государственным регуляторам" - то можно представить, как это воспринималось тогда!
Кстати, стоит указать, что прямой антисоветчины или какой-либо скабезности в "первой итерации" КВН не было - студенческая молодежь 1960 годов была, во-первых, вполне лояльной социализму. ("Отдельные недостатки" - вроде бюрократизма - конечно, высмеивались. Но - см. сказанное выше - они высмеивались и в рамках официальной политики.) А, во-вторых, достаточно "осторожна" в плане пошлостей и непристойностей: сказывалось наличие "традиционного воспитания". Но все это, рано или поздно, должно было уйти. И ушло - годам к 1980-м.
Впрочем, сам КВН был закрыт раньше - в 1971. Почему - сказать сложно: современные апологеты "свободного мышления" говорят, что из-за роста "антисоветских шуток", но верить ЭТИМ - себе дороже. (В конце концов, журнал "Крокодил" или киножурнал "Фитиль" никто не закрывал - а там этих "шуток" было навалом. Настолько, что сейчас антисоветчики любят этот "Крокодил" цитировать - не понимая разницы между "наличием недостатков и ошибок" и "особенностями системы". Впрочем, антисоветчик по умолчанию не может понять чего-то сложнее "Колобка", да и с "Колобком" у него проблемы...)
Так что, скорее всего, просто "ушло время". В смысле: прежняя "легкость бытия", удовлетворение просто от возможности что-то остроумно сказать перестало вызывать интерес и у участников, и у зрителей - а "профессионализация" конкурса (т.е., когда "шутки разрабатываются", репетируются) еще не воспринималась, как норма. Поэтому и закрыли. Как со временем закрыли и все множество подобных передач - вроде "А ну ка, парни!", "А ну ка, девушки!" ну и т.д. Играть на телевидении оказалось, во-первых, дорого. (Если в 1960 годы была проблема: чем заполнить эфир, то в 1970 оное уже стало несущественным - одни фильмы транслировать можно было бесконечно.) А, во-вторых, исчезло очарование от самой идеи "шутки на экране", от самого выступления непрофессионалов перед непрофессионалами - публика захотела, чтобы ее "профессионально обслуживали". (Т.е., чтобы вновь наступило разделение, отчуждение - на "производящих" и "потребляющих".) И дохотелась...
Потому, что когда оное случилось - а случилось это где-то во второй половине 1980 годов - то оказалось, что данное "разделение" делается несколько не так, как оного желалось. И что "потребитель" оказывается в несколько иной ситуации, нежели хочется ему. Разумеется, не только, и не столько в смысле юмора. Причем, что забавнее всего - это оказывается даже не то состояние, что было в "дооттепельную" эпоху... И "вновь возрожденный" - а на самом деле, заново сконструированный - в это время КВН оказался прекрасным "зеркалом", отражающим оное изменение. Но об этом, разумеется, будет сказано уже в следующем посте.
|
</> |