КВН - как зеркало эпохи смерти СССР. Часть вторая
anlazz — 12.09.2024 Теги: Масляков Итак, как было сказано в прошлом посте , тот "Клуб Веселых и Находчивых", что был возрожден после 15 лет забвения в 1986 году, был, скорее, "вариацией по мотивам", нежели прямой инкарнацией предыдущего. Потому, что КВН в 1960 годах - это, прежде всего, студенческая игра, это развлечение для участников, включая и самих телевизионных работников. А КВН второй половины 1980 годов - это изначально "юмористическая передача", потребность в которых была осознана в это время. То есть, это изначально - что бы не говорили сами "возродители" - был профессиональный юмор. Стендап - слова такого тогда не знали, но смысл это не меняет.И понятно, что очень быстро - уже к концу десятилетия - "новый КВН" вышел на "профессиональный режим". Превратился в самостоятельную ценность, не связанную со студенческой жизнью почти никак. ("Игроки КВН" уже тогда стали по сути своей профессиональными артистами, отличающимися от других телевизионных работников только невысоким уровнем профессионализма - ну да, курсы "актерского мастерства" им, конечно, давали. Но по сравнению с настоящими профи оных было недостаточно.) Но именно это и нужно было "публике": если кто помнит, то в позднем СССР существовала колоссальная "потребность в юморе". Популярность юмористов - от Никулина до Петросяна - возрастала в геометрической прогрессии. (Вершины достигла, ИМХО, на границе 1991/1992 годов, когда с наступающим Новым Годом вместо президента страны народ поздравлял сатирик Михаил Задорнов.)
С чем это было связано? Как не смешно, но с достаточно фундаментальными изменениями в жизни страны. Состоящими в том, что ко второй половине 1980 годов Советский проект был отброшен - и не просто отброшен, но находился в стадии активного отрицания. (Почему и из-за чего так случилось - это уже отдельный вопрос. Который, к тому же, неоднократно тут рассматривался.) И на этом фоне возник запрос на то, чтобы "легализовать" данное отрицание, потому, что неявное ощущение того, что "мне Родина многое недодала" и "Россия должна гордится тем, что в ней живет такой уникальный человек, как я," - это несколько не то, что принято говорить в обществе. Поэтому начался активный поиск "недостатком совка" - начиная с пресловутого "сталинизма", который часто еще до рождения обывателя испортил ему жизнь. И заканчивая "генетической неполноценностью русского народа" - понятно, что сам обыватель себя "за рамки" оного народа выносил.
Так вот: пресловутая "сатира и юмор" стали одним из инструментов легализации данного отрицания. Это звучит странно, но если мы вспомним, что становилось в это время "объектом воздействия" юмора, то вся странность исчезает. А "объектом воздействия" в это время все чаще становились "высокие чувства" людей, разного рода "сакральные символы" и все такое. Героизм, любовь к Родине, подвиг, даже просто честный труд - все это подвергалось высмеиванию. Понятно, что были и "классические недостатки" - вроде алкоголизма, лени, бюрократизма и взяточничества. Но даже они постоянно связывались с "высоким": например, заявлялось, что алкоголик пьет потому, что честные труженики его покрывают, что подвиг скрывает в себе ошибку начальства и т.д. То есть, "высокое" объявлялось вредным по умолчанию. А "низкое" - низменные, деструктивные поступки, которые всегда отрицались - наоборот, "обелялись". ("Пью, потому, что жизнь такая", "ворую - потому, что иначе сгниет от бесхозяйственности" ну и т.д. и т.п.)
Еще раз: это не было какой-то особой, "специальной" политикой - разного рода "планом Даллеса" и т.д. Это было естественным последствием отказа от Советского проекта, и поэтому желание "осмеяния высокого" пронизывало все общество. И "возрожденный КВН" - а точнее, его руководители (и участники) - это прекрасно "просекли". И начали активно гнать "сатиру и юмор" о том, как плоха и ненормальна советская жизнь - понимая, что тем самым гарантированно сорвут аплодисменты. (Я в свое время - лет 10 назад - пытался пересматривать то, что вызывало смех на границе 1980/1990 годов. Не только КВН, конечно - но и его тоже. И понял, что оное, вообще не смешно, а скорее уныло. При том, что те же "гайдаевские комедии", фильмы Чаплина, да что там, репризы Никулина или концерты Райкина из 1950 годов смотрятся и сейчас неплохо.)
Итак, "кавээнщики" получили "новую популярность" за счет фактического "осмеяния совка". И поэтому они должны были ее потерять после того, как этот самый "совок" рухнул - а вместе с ним рухнула и указанная потребность обывателя возносить себя на вершину бытия. Поэтому завершения "проекта КВН", казалось, было не избежать. Но... но смена "времен" означала и смену источника существования: вместо предыдущей "народной поддержки" теперь важным была "поддержка бизнеса". И "кэвээновское начальство" - опять же, не будем конкретизировать, ибо aut nihil - к этому прекрасно подготовилось. В том смысле, что за время "самого позднего СССР" эта "передача" стала "своей" для многих "официальных" и "авторитетных" лиц "Новой России" - со всеми вытекающими последствиями. (Ну да: как уже было сказано выше, эти "лица" - вне того, из какого социального слоя они происходили - "осмеяние высокого" воспринимали, как очень близкое и приятное для себя. Поэтому неудивительно, что КВН получал "зеленую улицу" для любых начинаний.)
Ну, и да: тот "коммерческий юмор" - который с 1990 годов и до сих пор господствует на нашей эстраде - он, по любому, должен быть комплементарным для потребителя - то есть, для обывателя. И даже если и "бить по недостаткам" последнего - то несильно, не больно. (Примерно так же, как - см. сказанное выше - "юморили" по поводу того же алкоголизма.) Понятно, что прямой антисоветчины со временем стало меньше: СССР для обывателя "ушел в прошлое" и перестал быть актуальным, а "уничтожать высокое" стало невозможно из-за того, что указанного в современном мире осталось в гомеопатических дозах. (Если честно, то только после начала СВО стало возможным делать чего-то подобное - но писать об этом просто не хочется.) Ну, и да, конечно: разнообразные шутки "ниже пояса" стали базисом постсоветской юмористической системы.
То есть, иначе говоря, "современный юмор" - это бесконечная лесть обывателю, бесконечное услаждение его это вместо критики оного. (И разумеется, это бесконечное опускание героического - если оное и встречается в современности.) Кстати, вершина подобного - это "украинский юмор", состоящий в возведении в абсолют самых низменных качеств - и в полном расчеловечивании "совков", под которыми сейчас понимаются жители России. (Но воспринимаются они именно как "совки" -- это очень хорошо можно увидеть в украинском общественном сознании.) Впрочем, ладно - данный момент нет смысла тут затрагивать, это отдельная большая тема. Можно только сказать, что тот путь, который прошел "свободный юмор" с "тех самых" блистательных, золотых 1960 годов до сего момента, укладывается на деле в очень простую схему.
Которая состоит в том, что это был путь "от приоритета интересов общества" - которым, в целом, служил "докавээновский юмор". (Не важно, шла ли речь о карикатурах в "Крокодиле" или о кинокомедиях.) До "приоритета интересов обывателя" - который имеет право с высоты своего положения плевать на все, включая общественные интересы и само выживание общества. Такова цена "свободного мышления" - идеи, столь популярной в 1960 годах, но, как и все подобные вещи, требовавшей к себе диалектического (а не "линейного") отношения. Потому, что любая "линейность" обязательно обращает во зло даже самое очевидное добро.
Но понятно, что об этом так же надо говорить уже отдельно...