КВН - как зеркало эпохи смерти СССР. Часть вторая

топ 100 блогов anlazz12.09.2024 Теги: Масляков Итак, как было сказано в прошлом посте , тот "Клуб Веселых и Находчивых", что был возрожден после 15 лет забвения в 1986 году, был, скорее, "вариацией по мотивам", нежели прямой инкарнацией предыдущего. Потому, что КВН в 1960 годах - это, прежде всего, студенческая игра, это развлечение для участников, включая и самих телевизионных работников. А КВН второй половины 1980 годов - это изначально "юмористическая передача", потребность в которых была осознана в это время. То есть, это изначально - что бы не говорили сами "возродители" - был профессиональный юмор. Стендап - слова такого тогда не знали, но смысл это не меняет.

И понятно, что очень быстро - уже к концу десятилетия - "новый КВН" вышел на "профессиональный режим". Превратился в самостоятельную ценность, не связанную со студенческой жизнью почти никак. ("Игроки КВН" уже тогда стали по сути своей профессиональными артистами, отличающимися от других телевизионных работников только невысоким уровнем профессионализма - ну да, курсы "актерского мастерства" им, конечно, давали. Но по сравнению с настоящими профи оных было недостаточно.) Но именно это и нужно было "публике": если кто помнит, то в позднем СССР существовала колоссальная "потребность в юморе". Популярность юмористов - от Никулина до Петросяна - возрастала в геометрической прогрессии. (Вершины достигла, ИМХО, на границе 1991/1992 годов, когда с наступающим Новым Годом вместо президента страны народ поздравлял сатирик Михаил Задорнов.)

С чем это было связано? Как не смешно, но с достаточно фундаментальными изменениями в жизни страны. Состоящими в том, что ко второй половине 1980 годов Советский проект был отброшен - и не просто отброшен, но находился в стадии активного отрицания. (Почему и из-за чего так случилось - это уже отдельный вопрос. Который, к тому же, неоднократно тут рассматривался.) И на этом фоне возник запрос на то, чтобы "легализовать" данное отрицание, потому, что неявное ощущение того, что "мне Родина многое недодала" и "Россия должна гордится тем, что в ней живет такой уникальный человек, как я," - это несколько не то, что принято говорить в обществе. Поэтому начался активный поиск "недостатком совка" - начиная с пресловутого "сталинизма", который часто еще до рождения обывателя испортил ему жизнь. И заканчивая "генетической неполноценностью русского народа" - понятно, что сам обыватель себя "за рамки" оного народа выносил.

Так вот: пресловутая "сатира и юмор" стали одним из инструментов легализации данного отрицания. Это звучит странно, но если мы вспомним, что становилось в это время "объектом воздействия" юмора, то вся странность исчезает. А "объектом воздействия" в это время все чаще становились "высокие чувства" людей, разного рода "сакральные символы" и все такое. Героизм, любовь к Родине, подвиг, даже просто честный труд - все это подвергалось высмеиванию. Понятно, что были и "классические недостатки" - вроде алкоголизма, лени, бюрократизма и взяточничества. Но даже они постоянно связывались с "высоким": например, заявлялось, что алкоголик пьет потому, что честные труженики его покрывают, что подвиг скрывает в себе ошибку начальства и т.д. То есть, "высокое" объявлялось вредным по умолчанию. А "низкое" - низменные, деструктивные поступки, которые всегда отрицались - наоборот, "обелялись". ("Пью, потому, что жизнь такая", "ворую - потому, что иначе сгниет от бесхозяйственности" ну и т.д. и т.п.)

Еще раз: это не было какой-то особой, "специальной" политикой - разного рода "планом Даллеса" и т.д. Это было естественным последствием отказа от Советского проекта, и поэтому желание "осмеяния высокого" пронизывало все общество. И "возрожденный КВН" - а точнее, его руководители (и участники) - это прекрасно "просекли". И начали активно гнать "сатиру и юмор" о том, как плоха и ненормальна советская жизнь - понимая, что тем самым гарантированно сорвут аплодисменты. (Я в свое время - лет 10 назад - пытался пересматривать то, что вызывало смех на границе 1980/1990 годов. Не только КВН, конечно - но и его тоже. И понял, что оное, вообще не смешно, а скорее уныло. При том, что те же "гайдаевские комедии", фильмы Чаплина, да что там, репризы Никулина или концерты Райкина из 1950 годов смотрятся и сейчас неплохо.)

Итак, "кавээнщики" получили "новую популярность" за счет фактического "осмеяния совка". И поэтому они должны были ее потерять после того, как этот самый "совок" рухнул - а вместе с ним рухнула и указанная потребность обывателя возносить себя на вершину бытия. Поэтому завершения "проекта КВН", казалось, было не избежать. Но... но смена "времен" означала и смену источника существования: вместо предыдущей "народной поддержки" теперь важным была "поддержка бизнеса". И "кэвээновское начальство" - опять же, не будем конкретизировать, ибо aut nihil - к этому прекрасно подготовилось. В том смысле, что за время "самого позднего СССР" эта "передача" стала "своей" для многих "официальных" и "авторитетных" лиц "Новой России" - со всеми вытекающими последствиями. (Ну да: как уже было сказано выше, эти "лица" - вне того, из какого социального слоя они происходили - "осмеяние высокого" воспринимали, как очень близкое и приятное для себя. Поэтому неудивительно, что КВН получал "зеленую улицу" для любых начинаний.)

Ну, и да: тот "коммерческий юмор" - который с 1990 годов и до сих пор господствует на нашей эстраде - он, по любому, должен быть комплементарным для потребителя - то есть, для обывателя. И даже если и "бить по недостаткам" последнего - то несильно, не больно. (Примерно так же, как - см. сказанное выше - "юморили" по поводу того же алкоголизма.) Понятно, что прямой антисоветчины со временем стало меньше: СССР для обывателя "ушел в прошлое" и перестал быть актуальным, а "уничтожать высокое" стало невозможно из-за того, что указанного в современном мире осталось в гомеопатических дозах. (Если честно, то только после начала СВО стало возможным делать чего-то подобное - но писать об этом просто не хочется.) Ну, и да, конечно: разнообразные шутки "ниже пояса" стали базисом постсоветской юмористической системы.

То есть, иначе говоря, "современный юмор" - это бесконечная лесть обывателю, бесконечное услаждение его это вместо критики оного. (И разумеется, это бесконечное опускание героического - если оное и встречается в современности.) Кстати, вершина подобного - это "украинский юмор", состоящий в возведении в абсолют самых низменных качеств - и в полном расчеловечивании "совков", под которыми сейчас понимаются жители России. (Но воспринимаются они именно как "совки" -- это очень хорошо можно увидеть в украинском общественном сознании.) Впрочем, ладно - данный момент нет смысла тут затрагивать, это отдельная большая тема. Можно только сказать, что тот путь, который прошел "свободный юмор" с "тех самых" блистательных, золотых 1960 годов до сего момента, укладывается на деле в очень простую схему.

Которая состоит в том, что это был путь "от приоритета интересов общества" - которым, в целом, служил "докавээновский юмор". (Не важно, шла ли речь о карикатурах в "Крокодиле" или о кинокомедиях.) До "приоритета интересов обывателя" - который имеет право с высоты своего положения плевать на все, включая общественные интересы и само выживание общества. Такова цена "свободного мышления" - идеи, столь популярной в 1960 годах, но, как и все подобные вещи, требовавшей к себе диалектического (а не "линейного") отношения. Потому, что любая "линейность" обязательно обращает во зло даже самое очевидное добро.

Но понятно, что об этом так же надо говорить уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
МДД давайте еще рассмотрим, мужчин-для-дружбы, парней с таким низким уровнем сексапила, что им девчонки не дают, даже если хорошо к ним относятся. А если дают, то хотят за это много всего, поскольку удовольствия не получают. Здесь хороший парень, хорошо пишет, обаятельный вроде даже по ...
   На эллиптическом тренажере ноги двигаются по эллиптической траектории, это снижает нагрузку на коленный и голеностопный суставы. Каждая нога находится на своей плавающей платформе, руки держатся за подвижные рычаги. В отличие от беговой дорожки на таком тренажер ...
1. Февраль перевалил за середину, ещё два месяца снега. Где-то на жарких югах уже весна. А нам ещё ждать и ждать! 2. Предлагаю прогуляться по Кузбасскому ботаническому саду. Конечно, сейчас там всё укрыто снегом и даже в теплицах всё замёрзло. ибо не отапливаются. Но фотография нам в ...
Волею пославшего меня отдыхать трудового кодекса я снова получила «срок» - пятнадцать суток безделья с видом на Балтику. В начале года я дала себе обещание отдыхать каждый нечетный месяц, считая за отдых не только полноценные двухнедельные отпуска, но и ничегонеделание в мини формате ...
Здравствуйте друзья. Слегка стал театралом. В первых числах января посетил с близкой девушкой («мы совсем не ходим никуда…») несколько спектаклей. Достаточно свежие впечатления, так как в театр в сознательном возрасте я до этого добровольно не ходил. Прикольно когда на расстоянии ...