Апроприация

Апроприация – это использование объекта с целью, к которой он изначально не был приспособлен.
Чаще всего это слово фигурирует в сфере культуры. В ее контексте под апроприацией понимается заимствование элементов одной культуры представителями другой культуры.
Примеры культурной апроприации нередко получают негативную оценку.
Критики утверждают, что заимствование атрибутов причиняет душевные страдания носителям культуры, выступающей в роли «донора», и как бы дискриминируют ее.
Приведу пример. Некто задумал создать шутливый образ «дикаря». Какой символ он может взять для реализации своего замысла? Он может выбрать соломенную юбку (традиционную гавайскую одежду) и смоделировать образ, в котором юбке поручается олицетворять культурную отсталость. Так у соломенной юбки появляется новая интерпретация.
Прочитают ли эту интерпретацию зрители? Думаю, что да.
А как отнесутся к ней гавайцы?
Есть мнение, что использование предмета, имеющего для представителей некой культуры серьезный смысл, должно вызывать у них негодование и протест. Однако я думаю, что протест в данном случае лишь усугубляет ситуацию, выставляя представителей культуры-донора в качестве уязвимых ворчунов.
Есть более конкретные примеры, касающиеся известных произведений искусства. Если, допустим, художник берет некий готовый объект и применяет его для создания коллажа или композиции, он тоже занимается апроприацией.
Например, человек взял упаковки от продуктов питания (то есть объекты из нехудожественной сферы) и уложил их таким образом, что зрители увидели в нагромождении упаковок новый, неожиданный (художественный) смысл.
С культурой все понятно. Но апроприация касается не только культуры.
Она может использоваться для того, чтобы создать обобщенный образ чего-либо: берется характерная черта или признак небольшой группы, который становится символом более широкого понятия.
Допустим, есть задача создать обобщенный образ ментального инвалида.
Очевидно, что ментальная инвалидность может возникнуть при большом количестве отклонений в психическом развитии, но для того, чтобы образ был узнаваемым, проще взять лиц с синдромом Дауна. Их характерный внешний облик будет гарантировано вызывать заданные ассоциации, в результате чего между понятиями «ментальный инвалид» и «синдром Дауна» появится знак равенства.
Это и будет апроприацией – заимствованием атрибутов одного нарушения для создания обобщенного образа широкого спектра психической патологии.
Механизм апроприации, находящей свое применение в разных сферах, схож: заимствованные у некого меньшинства характерные признаки вводятся в новый контекст и используются для создания нового образа.
По сути, любое копирование чего-либо для моделирования нового образа является апроприацией, но я не могу согласиться, что это всегда плохо.
Особенно, если отказаться от традиции видеть во всем злой умысел.
Если, например, те же гавайцы или пациенты с синдромом Дауна будут вести себя как европейцы или люди с высоким интеллектом, их никто не обвинит в апроприации, а, наоборот, похвалят за аккультурацию и интеграцию.
Да и само использование «соломенных юбок» и типичных черт лица, способствующее привлечению внимания к какому-либо меньшинству, популяризирует это меньшинство, что хорошо и правильно.
А как вы думаете?
Использовать черты меньшинства для создания более обобщенного образа и придавать признакам новый смысл – это хорошо или плохо?
Апроприация – отрицательное или положительное явление?
|
</> |