Антропология Стругацких

топ 100 блогов new_rabochy03.02.2023 Когда-то неплохо сформулировал «Дельцы российской фабрики грёз, вероятно искренне, не понимают, что Стругацких нельзя экранизировать всерьёз. Потому что, если потенциального интерпретатора захватывает творчество братьев-фантастов по эстетическим параметрам, то у экранизатора проблемы с эстетикой. А если по этическим — то у товарища проблемы вообще». Плюнул, конечно, не только в поделку Германа, но и в Бондарчука, добрый я. Хотя тренд понятен, наиболее удачные "экранизации" Стругацких не имеют к Стругацким примерно никакого отношения.

Столь же понятна и любовь к творчеству этих перцев у марксистов. Где марксизм, и где эстетика. Ну и проблема у марксистов "вообще", а они всё воют про какие-то частности, типа Горби, ЕБНа или Пу. Про Виктора Цоя, разрушившего СССР или про эстетического хрущоида Солженицына, который их тем же самым обидел. Ну и любовь к "ранним Стругацким" - это просто мейнстрим марксистских идиотов. В этом они солидарны с фрейдобандеровским конгломератом, который сейчас активно правит Вику. Про всех нормальных писателей "положительные отклики - отрицательные отклики". А эти - вне подозрений, никто про них ничего нехорошего не писал, а кто писал - тот жалкий мизерабль.

В общем, не впервой, но надо повторить, пожалуй. Творчество Стругацких - это местечковая антропологическая писанина, которую должны изучать не литературоведы, а этнографы и фольклористы. И не как субъект, а как объект. На сайтах что-то той давешней статьи не вижу (видать, есть Стругофилитики и среди админов сайтов), книжыцу, в которой это написано развёрнуто - тоже что-то найти не могу, да и так себе мысль греет перепечатывать сызнова, поэтому только из этого ошмётка:

"Их развитие начинается с весьма невинного произведения, не вызывающего отвращения даже у тех, кто предпочел бы позднейшие творения этого дуэта сжечь на Болотной площади. Книжечка с анекдотическим названием "Понедельник начинается в субботу" действительно сублимирует ностальгию о раннем детстве, не отягощенном реальными и мнимыми переживаниями. Вспомните годы, когда к знакомым по песочнице существам относишься как с товарищам, невзирая на пол, а о существовании наций, государств, денег и прочих условностей знаешь в лучшем случае весьма абстрактно — это реалии совсем другой жизни. Схожее ощущение, кстати, часто возникает у мигрантов в первом поколении: обычаи страны исхода уже не действуют, а обычаи страны пребывания еще не действуют. Наличествует искренняя мера в то, что "Мы наш, мы новый..."

Не только желание получить отгул собирало группы граждан, принимавшие разные резолюции, а то и начинавшиеся словами: "Мы, советские евреи, как и все советские люди..." Нравится это кому-то или нет, но в период затянувшегося нежелания взрослеть — Чубайс действительно был марксистом.
Но взрослеть иногда приходится, и этот процесс связан не только с временными, но и мировоззренческими изменениями. Стадия "Жук в муравейнике" — никуда от нее не денешься. На смену беззаботному детству приходит подростковое ощущение "ненужности", чуждости, недопонимания со стороны взрослого мира. А если эти внутрисекреторные изменения оказываются еще и другими, чем у окружающих, возникает типаж диссидента. Окружающий мир жесток и коварен, злые советские танки грубо давят прыщи пражской весны... Выход — "возьмемся за руки, друзья!..", поиски собственной коммуникативности и — развязка! — попадание в этнопсихологический резонанс.

Обычно такие поиски координируются и направляются более "взрослым" психотипом, для которого стадия "диссидентства" есть лишь ступенька к стадии "мессианства". Ну, "Трудно быть богом". Пусть недоразвитые автохтоны защищают свою никому не нужную родину, строят БАМы и осваивают целину, а за неимением таковых — участвуют в бандитских разборках или "фабриках звезд". Те же, кто сумел свою принадлежность к "жукам" перевести в более ликвидные активы, на подобную чепуху внимания не обращают. Инсайдерская психология редуцируется в превосходную степень. Вчерашние комсомольские активисты и работники КГБ, гонявшиеся за "диссидентским подпольем" и "фарцой", без всяких моральных колебаний начинают славословить "священное право частной собственности" (без уточнения происхождения собственных капиталов). Логика здесь одна: "Подумаешь, эка невидаль: разрушили страну, обворовали население, наглумились над святынями — и вы против?! Мы же несем прогресс... Мстительные вы какие-то и рыжих, наверное, не любите. Заговор, наверное, готовите. Раздавить гадин!"

В следующую мировоззренческую парадигму попадают те, кто не смог сменить страну пребывания (и тем самым возвратиться в блаженную "субботу"), но и неспособен устойчиво находиться в состояниях меньшей зрелости. Данная стадия характеризуется "уходом на дно", поиском "скрытых пружин" происходящего. "Отягощенные злом" нонконформисты превращаются в политтехнологов. Те, кто спускает вниз школьные учебники, переписанные в нужном ключе,— уже есть. Те, кого обяжут их читать — тоже. Остается написать и придать смысл этому процессу. Такая мимикрическая стадия связана с осознанием того факта, что деятельность ведомой группировки не имела внутреннего смысла, а внешний — осуществлял обратные декларированным действия. Иллюзия "осознанности", даже "всезнания" ведет к лихорадочной перекомпиляции образов и лозунгов, и всё это — ради необходимости вычислить и как можно дальше отодвинуть момент, когда за ними, за "Жидами города Питера" придут.

Гипотетические акции ортодоксального вразумления рисуются в столь ужасающих цветах (а объем содеянного предполагает именно такую меру ответственности), что начинаются ночные кошмары холокоста. Но процесс длителен — потому что замкнут. После дефолтов, вывезенных сотен миллиардов и геноцида — никаких погромов не случилось. Оторопевшие "жертвы экстремизма" выползают из заранее приготовленных щелей — кто в Лондон, кто в Госдуму, кто в министры. Оттепель, понедельник снова начинается в субботу, очистительный холокост не состоялся. "Мы, российские евреи, как и все россияне…»".

Собственно, в позднейшем интервью Березовского - Проханову была продемонстрирована всё та же поведенческая матрица. Ну и "Верхний Ларс", с заклинанием "в страну, которая ни с кем не воюет" - оттуда же всё. Можно бы вспомнить и "Жидобандерощину", где "ноль истории" состоялся в момент объявления себя таковым - Коломойским, но Хохляндия это отдельная токсичная история, и следов письменности этого древнего великого народа не обнаружено, поэтому - ну их.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С недавнего времени у меня на руке «умный» браслет (обзор гаджета тоже будет, ага), поэтому много хожу пешком. Минимум – 12 тысяч шагов в день, и это чуть больше 9 километров. Вчера по улицам столицы и метро аж 20 тысяч шагов сделал. А кто-то предпочитает передвигаться на самокатах или ...
Вообще-то, я хотела вам показать, что я не Путин и прислушиваюсь к мнению народа и выбрала Второй наряд, сделала себе начес "а-ля Карлсон" и пошла: Кстати, вы видите какие у меня охуенные брови? Привалило счастье нежданно- нашла ...
Друзья! Сегодня я расскажу, каким был марафон #ЖИЛАБЫЛАОСЕНЬ в цифрах и фактах. Вы узнаете, какое осеннее слово оказалось самым популярным, какой челлендж выбирали чаще всего. Что вы чаще стали делать осенью, чем летом. О чем пишут те, кто не боится взять «длинные» челленджи и какие ...
Восхвалять и пропагандировать зло достаточно легко, стоит только перейти на «ту» сторону, и душа дьволу будет продана. И способов достичь этого достаточно много. Надо быть только на голову отбитым чуваком, чтобы пойти на это. Стрелка с Любянки знает, наверное, уже каждый – столичная ...
Да, сглазили мы весну... Просыпаюсь. а во дворе лед. почти что снег и -6 за бортом! К такому жизнь меня не готовила... Ну что ж, запасаемся вкусняшками, теплым чаем и хорошим фильмом. Или одеваемся по-теплее и идем гулять! Солнце-то светит! Что выберете вы?) Всем отличного дня и прек ...