а теперь - дискотека!

История русской советской
литературы - точнее, история разгрома, а также сдачи и гибели
уцелевших остатков русской литературы - еще не написана. Стыдно
называть литературой рыдания и попискивания, которые слышались в
ходе этой катастрофы. При всем сочувствии к ее жертвам. Но давать
совпису фору за то, что он жил при советах - так же глупо, как
давать фору графоману за то, что он пишет после тяжелого трудового
дня.
Интим с властью - вот что опошлило советскую литературу до
полного бесстыдства. Ни у какого русского и, пожалуй, европейского
писателя нет ничего похожего на тот вездесущий, масштабный,
обожаемый образ власти, который создала советская литература. Не
найдешь бесчисленных Лениных и Сталиных, а также секретарей
обкомов, райкомов и заводских парткомов. Представьте себе тему
сочинения: «Образ Александра II
в русской прозе 1860-70-х гг.». Даже смешно. А
то же самое про совписов — да милое дело!
Поразителен гомоэротизм советской литературы, эта страстная, почти
плотская влюбленность в вождя. Чуковский в своих дневниках
договорился до того, что Сталин — женственно прекрасен. Пастернак
пишет Сталину, «повинуясь чему-то тайному, что привязывает меня к
Вам».
Совпис целиком
захвачен советской властью, пронизан ее проблемами; он воспринимает
их, как свои собственные, задушевные. Повести Юрия Трифонова
осуждались глупыми критиками за приземленность и бытовизм.
Напрасно! Весь цикл его «московских повестей» - это сведение счетов
между ленинской гвардией и сталинцами. Причем Трифонов стоит на
стороне первых, на стороне расстрельщиков и террористов первого
призыва.
Сейчас начинаем потихоньку
выбираться.
Сегодняшнее
фестивальное, то есть чуть легкомысленное бытование литературы, без
зряшных и претенциозных попыток ответить на все проклятые вопросы -
это всего лишь возвращение нормальности.
Фестиваль, и
особенно литературный интернет, смягчает идейные противостояния.
Становится средством массовой психотерапии. Учит выражать боль и
ярость не ножом и бомбой, а словами. Выразить в звуке всю меру
страданий своих. Я читал недавно, что на конкурс «Дебют» (до 25 лет
должно быть автору) поступило 400.000 работ. Целый областной город.
Почти полмиллиона молодых людей спасены от тупой и опасной злобы.
Это очень хорошо. Это великолепный культурный
итог.
Правда, надо
учесть, что в ходе такой самотерапии редко создаются тексты,
которые выдерживают проверку временем и/или широкой аудиторией. Ну
и что?
Литературы от
этого не убудет.
(длинная и злая колонка на Частном Корреспонденте)http://www.chaskor.ru/article/petr_minaev_avtor_tihogo_dona_14090