130 лет назад началось строительство Транссиба

топ 100 блогов vitalidrobishev31.05.2021 130 лет назад началось строительство Транссиба


31 мая 1891 года открыто строительство грандиозной Транссибирской магистрали. Торжественную церемонию посетил цесаревич Николай Александрович, лично заложивший первый камень в фундамент будущего Владивостокского вокзала и отвезший первую тачку земли на железнодорожное полотно.

Транссибирская магистраль, или, как тогда называлась, Великий сибирский путь, имела грандиозное стратегическое значение для Империи. Дорога позволяла связать самые отдаленные регионы с центром и резко активизировать развитие страны, прежде относительно медленное из-за масштабов. Например, путь из Петербурга до Дальнего Востока занимал несколько месяцев.
Уже в 70-е годы XIX века рассматривалось несколько проектов постройки дороги, все непригодные по различным причинам. В конце концов выработали три наиболее удачных направления, рассмотреть которые полагалось на заседании Особого совещания.
Первое — через Тюмень, Красноярск и Нижнеудинск — было самым коротким, но требовало дополнительных усилий и затрат на возведение дополнительной железной дороги для связывания маршрутов.
Второе — через Оренбург, Акмолинск, Минусинск и Нижнеудинск — оказалось самым длинным (на тысячу верст длиннее первого варианта).
Третье — через Миасс, Челябинск, Омск и Нижнеудинск — стало наиболее оптимальным, поскольку проходило через наиболее густонаселенные районы Сибири и всего на 200 верст превосходило по протяженности самый короткий вариант. Это и выбрали.

Строительство началось с Владивостока. Главной сложность стала не только беспрецедентная протяженность магистрали (более 9 тысяч километров), но и география. Дорога проходила через пересеченную местность, поэтому на земляные работы уходило много ресурсов, а инженерам приходилось постараться. На одной только Кругобайкальской дороге из-за особенностей ландшафта возвели несколько десятков тоннелей, железнодорожных мостов, виадуков. В Забайкалье работы осложняла промерзшая земля и гористая местность.

130 лет назад началось строительство Транссиба

Во всем мире Великий сибирский путь совершенно обоснованно считали новым чудом света. Ведь дорога не только связывала Европу и Азию, но и строилась в сложнейших условиях. Формально считается, что Транссибирская магистраль сделана за 25 лет.
Окончанием работ считается 1916 год, когда с введением в эксплуатацию грандиозного хабаровского моста, также известного как «Амурское чудо», Транссиб стал завершенным.

Но это не совсем точно. Де-факто проект завершен уже к 1905 году (то есть за 14 лет), когда закончили участок Кругобайкальской железной дороги, благодаря чему связали Санкт-Петербург и Владивосток. Впрочем, движение между городами началось уже в 1903 году, но тогда, в связи с незавершенностью участка, поезда переправляли через Байкал на пароме

Почему между началом действия дороги и завершением стройки прошло десять лет? Дело в том, что частью Транссиба была КВЖД.
Однако после окончания войны с Японией в Петербурге решили, что КВЖД чрезмерно уязвима и решили проложить альтернативный путь непосредственно по российской территории, вне Маньчжурии. В итоге началась прокладка Амурской железной дороги, которая и стала последней частью Транссиба и была введена в эксплуатацию за несколько месяцев до переворота.

Строителям Транссиба приходилось преодолевать неимоверные трудности. Почти на всем протяжении трасса проходила по малозаселенной или безлюдной местности. Могучие сибирские реки, многочисленные озера, заболоченность и вечная мерзлота при суровом климате делали строительство Сибирской дороги одним из труднейших и сложнейших сооружений в мировой практике того времени. Приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных рек.

130 лет назад началось строительство Транссиба

Работы производились по большей части вручную. Главными орудиями труда были топор, пила, лопата, кайло и тачка. И, тем не менее, строители, используя примитивные орудия труда, сравнительно быстро прокладывали “позвоночный хребет русского великана”Транссиб - Сибирскую магистраль.

Об объеме выполненных работ и громадных затратах человеческого труда свидетельствуют данные на 1903 год: произведено свыше 100 миллионов кубических метров земляных работ, заготовлено и уложено более 12 миллионов шпал, около 1 миллиона тонн рельсов и креплений, построено мостов и тоннелей общей протяженностью до 100 километров. 21 октября 1901 года произошла смычка рельсового пути – с запада и востока.
Сквозное железнодорожное сообщение от Челябинска до берегов Тихого океана было открыто лишь 5 октября 1916 года, после окончания строительства Амурской железной дороги и ввода в строй Амурского моста.

Транссиб сыграл огромную роль в освоении и развитии Сибири и Дальнего Востока. Именно эта железная дорога стала центром Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. По этой же дороге осенью 1941 году под Москву перебрасывались сибирские дивизии.

130 лет назад началось строительство Транссиба

Великий сибирский путь стал по-настоящему грандиозным проектом, и до сих пор, даже спустя сто лет после завершения, остается одной из главных российских достопримечательностей и символов.
А Транссибирский экспресс (несколько специально запущенных туристических маршрутов), который за несколько дней доставит пассажира из Европы на край земли, пользуется определенной популярностью у иностранных туристов.
Впрочем, самые хардкорные предпочитают лакированным туристическим направлениям обычный поезд Москва — Владивосток.

По быстроте сооружения, по протяженности, трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире. Современники считали, что после открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги.
Проезжая по Транссибу, вспомните бессмертный подвиг русских людей – великих инженеров и безвестных землекопов, сотворивших этот самый грандиозный путь на земле.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет ли в сообществе камрадов, проживающих в Германии? Нужно съездить в Фрайбург за мелдунгами 2-й танковой дивизии. На поездку скинемся, инструкции выдадут. Или может у кого есть знакомые, проживающие в. Что бы у вас любопытство разыгралось, вот: Будет более крупно и подробно. Не ...
Сколько видов крыс существует на сегодняшний день? Почему профессия крысолова так востребована в индийских мегаполисах? Что общего у крыс с приматами? Сколько детенышей может родить самка крысы? Как крысы ориентируются в темноте? Чем опасны ...
Конечно же самым отвратительным поступком Ларисы стало "представление" в клубе. Вот в этом эпизоде как в капле воды отразилось все ее лицемерие, грубость, жестокость и подлость. Прежде всего: возможность унизить удачливую соперницу со сцены перед широкой аудиторией любезно предоставила ...
06.04.2013 Мысли вслух или надо ли думать Кто сказал, что за инакомыслие не будут преследовать или не будут пытаться "пылинку" найти в их биографии. Противников или компроментируют или уничтожают. Да и что это за оппозиция, которая по большей части деструктивная в своих ...
Когда я создавала свой блог в ЖЖ, то в девиз хотела записать вот это: «Критерием истины является практика».  Но потом задумалась: а всегда ли можно практикой подтвердить истину, и почему истина меняется довольно часто... Это только присказка. Сказка — впереди. В конце августа я ...