Лихач Л.И. Брежнев. Генсек, которого мы не знали
maysuryan — 19.12.2024 Теги: БрежневаРазбитый в 1980 году в аварии «Роллс-Ройс» Брежнева в Рижском музее. За рулём — кукла Генсека
19 декабря — день рождения Леонида Ильича Брежнева. Что было основным в его характере? «Главными чертами этого человека, — писал его охранник Владимир Медведев, — были, как ни странно, лихость, бесшабашность, молодечество... Он даже в дряхлые годы сохранил характер отчаянного ухаря». Вот такого Брежнева советские люди того времени не знали...
Хотя не совсем так: в печати открыто писали о его подвигах на фронте, когда он, будучи полковником, лично встречал атаку неприятеля пулемётным огнём. Или много раз путешествовал на опаснейшую Малую землю, хотя сейнер под ним взорвался на мине, и он чуть не утонул... Но кто же воспринимает такие рассказы всерьёз? Это всё считается «военно-охотничьими историями», которым не особенно верят...
А в политике в большинстве случаев Брежнев укрощал свой бурный темперамент и превращался в осторожного, взвешенного деятеля. Бесшабашный лихач в нём пробуждался только в пиковых, экстремальных ситуациях. Например, когда попытались свергнуть Хрущёва в 1957 году, и Брежнев спас Первого секретаря, бегом кинувшись звонить министру обороны маршалу Жукову, что и изменило всю расстановку сил...
1973. Президент США Ричард Никсон дарит Брежневу автомашину «Линкольн-континенталь»
А в бытовой жизни лихачество проявлялось в нём в области хобби, главным из которых было вождение автомобилей. Конечно, он попадал в аварии. Одна из них случилась в 1977 году, когда Брежнев отдыхал на своей крымской даче в Нижней Ореанде. Как-то утром он собрался поехать в Алуштинское охотничье хозяйство. Садясь за руль, Брежнев заметил двух женщин-врачей. Широким жестом пригласил их в машину:
— Не желаете прокатиться?
Они охотно согласились и уселись на заднее сиденье. Возможно, дамское общество побудило Леонида Ильича в тот раз особенно показать свою лихость. Его вишнёво-коричневый «Мерседес-Бенц-200» с такой скоростью помчался по головокружительным горным дорогам, что оставил далеко позади охрану на «Волге». На каком-то из крутых и узких поворотов машину занесло. В последний момент Брежнев успел нажать на тормоз, автомобиль ударился передним крылом о скалу и завис над 50-метровой пропастью. Переднее колесо висело прямо над обрывом, выбраться наружу можно было только через задние двери. Но и этого делать не стоило, поскольку от резких движений машина могла раскачаться, потерять равновесие и рухнуть вниз... Потом Брежнева и пассажирок вытащила охрана. Начальник охраны Генсека Александр Рябенко говорил в связи с этой историей: «Леонид Ильич остался жив только по счастливой случайности...»
Оба любимых хобби Леонида Ильича на одном снимке: охота и автомобили
Другая авария произошла с генсеком осенью 1980 года по дороге в Завидово. Он ехал на автомобиле «Роллс-Ройс Сильвер Шэдоу» («Серебряная тень») 1966 года выпуска. Это был личный подарок известного американского миллионера и друга советской страны — ещё со времён Ленина — Арманда Хаммера. В 1982 году газета «Правда» писала об этом необычном человеке: «Он, кажется, единственный из ныне живущих на планете, в чьём рабочем кабинете стоят рядом фотографии В.И. Ленина и Л.И. Брежнева с их дарственными надписями...»
Арманд Хаммер в своём кабинете на фоне фотографий с дарственными надписями от обоих Ильичей — Ленина и Брежнева
Рассказывали, что на вопрос генсека о том, что может привлечь в Союз деловых людей Запада, Хаммер лаконично ответил: «Лимузины и гольф». Подаренный им автомобиль мог разгоняться до 190 километров в час, и Леонид Ильич нередко достигал на нём этого предела. В тот раз Брежнев, как всегда, нёсся на полной скорости. Он обогнал машину с охраной, свернул и неожиданно столкнулся с колонной грузовиков.
Водительские права и талон предупреждений Л.И. Брежнева. Выданы в 1976
Передняя часть «Роллс-Ройса» смялась в лепёшку, врезавшись в огромный грузовик МАЗ-502. Однако счастливая звезда по-прежнему хранила Леонида Ильича: он остался цел и невредим. «Роллс-Ройс» после аварии уже не подлежал ремонту. Но он и не пропал: в 90-е годы он стал главным экспонатом «Музея моторов» города Риги. Чтобы посетители могли оценить весь драматизм аварии, разбитый нос автомобиля намеренно не стали реставрировать. А для полноты картины усадили за руль восковую фигуру Леонида Ильича...