Запоминалочки
fotovivo — 26.07.2020 500 новых иностранных слов в неделю - реально, проверено на себеПамять у меня феноменальная. Феноменально дырявая. Стикеры на экране, бумажные и цифровые, планировщик задач в боевой готовности - это про меня. Хорошо будильники появились мультизадачные, среди напоминалок была даже "завтра понедельник"
До переживаний "заперла ли дверь" не доходило - потому что ключ всегда в руке на пути к почтовому ящику (раз вынула из сумки, значит и воспользовалась). А снимать на мобилку дверь посещенного учреждения случалось - неделя за неделей летят стремительно, события сливаются, нет-нет да и начинают одолевать сомнения, а так взглянула на дату фотографии - убедилась.
Знакомые раскладывают лекарства по ячейкам специальной коробочки. Мне лень этим заниматься, придумала способ проще: утренние таблетки приняла - положила упаковку сверху; приняла вечерние - их на верх: утром замешкалась "уже да или еще нет?" - проверяю, какие сверху лежат.
Имена людей вылетают из головы сразу после знакомства, порой аж неудобно - они меня помнят, а мне приходится выяснять окольными путями.
Запоминается или то, что постоянно в ходу (коды HTML наизусть помню, не заучивала, примелькались) или что-то остро-актуальное.
На педпрактике выписала из журнала кто где сидит, как зовут, зарисовала, подглядывала в эту схему и ко второму уроку уже запомнила оба класса. Изделия более сотни типоразмеров с цифробуквенными названиями на ювелирном производстве запомнились сами - очень важно было не облажаться на начальственной должности :)
В те годы много было новоприбывших, язык подтянуть - первоочередная задача репатрианта. Сидят за инжекторами и между прочей болтовней новые слова разучивают. А я им - про мнемонику. Это сейчас о ней все наслышаны, а тогда мало что можно было найти - редкие брошюры, отрывочные упоминания в журналах.
В доказательство действенности на спор взялась выучить 500 слов за неделю. (100 слов в день, в выходные - отдыхаем и повторяем.)
"Пооодумаешь! А я! Прочел текст, мельком просмотрел словарик - уже и запомнил
Мне доступны только два режима, когда память включается - рутина или азарт.
Рутина это: то, чем постоянно пользуешься, в конце концов запоминается.
Существует тысяча способов, чтобы новые слова глаза намозолили - например, карточки с названиями предметов по квартире развешивать. Но обыденные вещи мы к тому времени уже знали, предметку из повседневного быта обычно проходят в начале курса, когда на волне энтузиазма всё легко запоминается без лишних ухищрений.
Обошлась без хитростей, по-простому - слова в столбик на тетрадном листке и переводы рядом: читаешь, впитываешь, потом закрываешь столбец с переводами и проверяешь запомнилось ли хоть что-то. И так два-три раза. Некоторые слова усваиваются просто так. Нет, не потому что сами по себе понятны, это иврит, в нем даже электричество - "хашмаль", а компьютер - "махшев". Тем не менее, что-то на слух ложится, небольшая часть слов не требует дальнейших усилий.
Но монотонной зубрежкой по списку далеко не продвинешься.
Новая информация должна быть не только рутинной, но еще и актуальной.
Для актуализации новых слов с ними нужно выполнять какие-либо манипуляции, чтобы наша внутренняя "операционная система" убедилась в высоком приоритете поступающих данных и записала их на "жесткий диск".
Детей в классе я запомнила потому, что постоянно к ним обращалась.
Помогает ли как в фильме "Большая перемена" прослушивать записи во сне, "чтоб на подкрочку записывались"?
Мне помогает =)
Еще на госах так делала, по истпарту и диамату начитывала себе "портянки" из учебника, с разными интонациями для прикола, то дикторам подражая, то суконному официозу инспектора по ТБ. Засыпая, в полудреме просушивала. Прошла успешно :)
"На подкорочку" там или как, но что-то же со словами нужно делать. Озвучка - как раз одна из манипуляций, необходимых для актуализации.
- Разучивать надо фразами и текстами!
В принципе правильно, но это хорошо для начальной лексики. Зажигательная песенка "Дама с кошелками садилась в автобус, а в поклаже у нее продукты с шука и капуста и горошек и перец и ..." из первого учебника зашла на раз, до сих пор даже голос исполнителя помню (кассета прилагалась к книге)
Но тексты из учебного пособия "Иврит для инженеров" как-то не особо вдохновляли на заучивание.
Про фразы - дальше.
После проведенных манипуляций еще какая-то часть списка оказалась усвоенной.
Выписала те слова, с которыми предстояло еще поработать.
Р.Вуд, в забытьи озаренный архипродуктивной идеей, смог
нацарапать несколько слов прежде, чем уйти в отключку.
Но очнувшись был разочарован.
У меня похожим образом иногда выглядят сделанные наспех заметки - думалось, что образное выражение позже наведет на мысль, которую не было времени записать. Увы, ни к чему не привязанная наводка не работает.
Метод ассоциаций интуитивно применяют все.
- Я запомнила "лидход" (לִדחוֹת) - "Лида ходит" - из разговоров коллег-литейщиц.
Но применяют только на половину.
Потому он и срабатывает через раз, вызывая разочарование "На меня мнемоника не действует!"
"Лида ходит" и что? Только то, что "это слово мне знакомо, я его учить пыталась"
Два-три слова, выделяющиеся среди других очевидными созвучиями, действительно запомнятся, но если такие наводки подбирать ко всем - они перемешаются в голове.
Звучание слова нужно привязать к его значению
Наводки - лишь часть дела. Необходимо их связать со смыслом слова.
Например: "Лида ходит в банк за отложенным чеком". У кого были хлопоты вокруг отложенных чеков, тот поймет, а иначе мимо.
"Мишкафаим" - очки. "Мишка Фаин!", радостно припомнила пожилая ученица зятя-очкарика.
Когда мнемотехника набрала популярность, выпускали даже асссоциативные словари на разных языках, но большого успеха они не имели: чужая ассоциация редко приходится впору, она должна быть завязана на яркое индивидуальное переживание.
Какой-то автор придумал словарь ассоциаций, где всё построено вокруг порнухи, ну тоже.. на любителя.
Впрочем, на "чек дохуй" (отложенный чек) никто не жаловался, что трудно запомнить, "у меня этих чеков..." =)
Оптимальный вариант - сочинять подсказки самостоятельно. Это работа и довольно напряженная, поэтому скептическое "чем так запариваться, проще вызубрить!" - не лишено смысла. Особый подход лучше оставить для тех слов, которые упорно не
- Я не отхожу далеко от вагона,
боюсь вернувшись сесть не в тот поезд.
- Есть очень простой метод запомнить номер поезда!
Например, наш 1744 - это год рождения Фридриха Вильяма II-го.
- Ух ты, как просто, мне не приходило это в голову!
Через четверть часа в буфете:
- Когда родился Фридрих Вильям II ? - спрашивает пассажир,
перебегающий от одного посетителя к другому
Ассоциaции: пароль - отзыв
"На что похоже слово" - это пароль.
Первое, что в голову придет по созвучию, пусть самое дурацкое. (Тем выше шанс, что оно же придет и когда понадобится вспомнить; по "дурацким" наводкам придумывать ассоциативные картинки даже легче).
Отзыв - связь созвучия со смыслом слова.
Потренируемся на словах неизвестного вам языка (Нет, не из иврита, иврит надо начинать с алфавита, транслитом он выглядит стрёмно)
TESTUDO - черепаха
Допустим первое, что пришло на ум - "тесто-студень". Это пароль.
Отзыв: "Черпаха в тесте - черепаший студень". (Живодерский, да, но это же для внутреннего пользования, не для публикации.)
(Буквы читаются практически "как в алгебре",
ударение во всех словах на последний корневой слог - т.е. на предпоследний гласный)
ĈESi - прекращать, переставать,
окончание не существенно, оно изменяемое, корень "ЧЕС"
Пароль - чеснок. Отзыв:
«ЧЕСнок решил исправиться, и ПЕРЕСТАЛ нам нравиться»
Представим как мультик: анимированная головка чеснока в ужасе морщится от острого запаха и отчаянно поливается дезодорантами - чтобы ПЕРЕСТАТЬ пахнуть чесноком.
KRESKi
Пароль - отзыв: Иван-КРЕСтьянсКИй сын – рос не по дням, а по часам.
И представляем, как он буквально в огороде растет (среди кресс-салата), поднимается прямо на глазах, пока его поливают.
ŜTOFO - ткань FADENO - нитка
Пароль: "Штофо - фадено" - что пошью, то и надену.
А где ж тут отзыв?
- В мысленной картинке с тканью и ниткой.
KAMOMILO - ромашка, PETALO - лепесток:
|
</> |