
Фоторассказ, как жанр


Вы комиксы в детстве любили? Может быть и сейчас не прочь?
Рассказы в детском журнале, с иллюстрацией во всю страницу завораживали (до сих пор помню, что-то про индейцев), объединяя в себе преимущества чтения и просмотра - яркую наглядность (мульт)фильма с возможностью притормозить в заинтересовавшем месте, вчитаться-всмотреться, обдумать ситуацию, и даже вообразить себя в том мире, с картинки.

Такие в наше время не издавали, не уверена, выпускают ли сейчас на русском. Да я их не очень и люблю, картинки глаз не радуют, а текст вычитывать мешают.

Настоящими "комиксами" в нашем детстве были диафильмы!
А что более всего разочаровывало в комиксе? То, что он быстро заканчивался!
Пространное повествование, щедро проиллюстрированное и в пухлый том не поместится,
в картинках выпускали короткие рассказы (из моих любимых - "Приключения Пифа").
К тому же рисование - процесс трудоемкий, каждое изображение - штучная работа.

Каким удовольствием было разглядывать фотографические вкладки к изданиям Т.Хейердала, Ж-И.Кусто, известных и менее известных путешественников-натуралистов. Хоть бы вся книга была из фотографий, как комикс - с документальными кадрами к каждому эпизоду!
Но цветная полиграфия сложна в производстве, глянцевых страниц с картинками было по минимуму.
И вот пришла цифра - каждый сам себе иллюстратор и издатель.
А с цифрой... нет, нет расцвет и совершенствование фото-комиксов, а "пытка слайдами" и другие теплые выражения в адрес желающих поделиться результатами своих фото-трофеев.
"Идеальный пост - не более

Жанр фото-рассказа умер не родившись.
- Но что поделать, если реально утомляет?.. десять, двадцать, серию из полсотни фот прокручивают все.
- Утомляет, потому что никакого рассказа и нет.
К фото-рассказу применимы те же законы жанра, что и к любому художественному тексту - интригующая завязка (загадка, постановка вопроса), развитие действия (поиска решения, препятствия на пути), кульминация (эврика!), и завершающий аккорд
И требования примерно такие же, как к тексту - отсутствие повторов, сочетаемость элементов, ритм, связность иллюстрированного повествования.

В любом описании, будь это дорожные зарисовки, заметки из жизни - непременно есть атрибуты законченного произведения: что-то случилось, привлекло наше внимание, некоторым образом разрешилось, нашими или чьими-то усилиями, вызвало определенные переживания, натолкнуло на выводы.
Никто не пишет в стиле "Стою я с арбузом. На фоне заката. Стою на закате в пол-оборота. Арбуз в разрезе и я на сижу рядом. Закат с другой точки, в трех шагах. Я и арбуз и прилетела ворона. Ворона в трех шагах. Встрепенулась. Арбузная корка и ворона. .."
На какой фразе у вас иссякнет терпение, на десятой или еще раньше? А ведь одной фотки.
Читатель ждет, что должно что-то произойти, с арбузом, с вороной - зачем-то же об этом завели разговор?

От комикса и фото-стрима те же ожидания - что-то нам расскажут, что-то мы узнаем.
И разочарование, если ничего.
Можно написать афоризм и он останется в веках. Можно сочинить пирожок, который перепостит весь интернет.
Можно снять кадр - который сам по себе рассказ.
Никто же не призывает писателей ужать свою гениальную мысль до размеров афоризма )
Не число кадров определяет качество фоторассказа: если на пятой, десятой картинке становится скучно - значит либо он не интересен вообще, либо это не рассказ.

Интересен ли каталог или справочник? Он и не должен. Важно чтобы был точен и подробен.
Возможно кого-то заинтересует детальный отчет "Все растения в М-ском ботаническом саду", он скажет спасибо автору за скрупулезную фото-фиксацию.
Очень здорово при планировании путешествий помогают дотошно запечатленные окрестности достопримечательностей с ориентирами и подсказками - как найти, где лучше пройти.
Полезная вещь, но лишь для того, кто специально интересуется вопросом.
Если выложить в блоге справочник по элементной базе, наверное друзьям по соц.сети тоже нечего будет на это ответить.

К сожалению "многофот" часто грешат повторами (однотипными кадрами, на каждом из которых то одна, то другая деталь получилась более удачно - зрителю как бы предлагают синтезировать единый образ), монотонностью - постоянный средний план или, наоборот, вереница деталей крупным планом.
Для справочника материал не достаточно систематизирован, для путеводителя не достает полезной информации, а для рассказа - содержания.
Представьте набор открыток: все красивые, и все - разные: разные места, то строения, то панорамные виды площадей, набережных, аллей и парков. Двух похожих не найдешь. Открытки тоже своего рода каталог "Что примечательного есть внашем в городе".
Посты-открытки, посты-каталоги имеют право на жизнь и кому-то будут полезны.

Но хочется верить, что у жанра "фоторассказ" - тоже есть будущее.

|
</> |
