Зачем Круппу нужен был Гитлер

Однако тогда речь шла просто о диктатуре капитала, «приправленной» формальной демократической системой – в рамках которой создавалась видимость если не решения общих для всей «нации» интересов, то, по крайней мере, удовлетворение интересов «всех собственников». Именно поэтому та же Первая Мировая война была поддержана не только «лавочниками», но и значительным числом рабочих. Кои вполне рационально считали, что улучшение положения германского капитала будет означать улучшение и их положения. (Увеличение числа рабочих мест, повышение оплаты труда и т.д.) Именно поэтому значительная часть германских социалистов не просто не приняло идей «Циммервальдской левой», но даже отказалась от банального пацифизма, поддержав фактически войну.
Однако в послевоенное время это стало невозможным. Поскольку, во-первых, пролетарии прекрасно увидели своими глазами, что стоит за пресловутым «единством нации». (Когда одни гниют в окопах, а другие получают прибыли. Впрочем, и к «непролетариям» это так же относится.) А, во-вторых, в значительно «полевевшем» послевоенном немецком обществе даже «условный консенсус» оказывался сдвинутым влево. Правая идеология, как уже говорилось, выглядела полностью обанкротившейся. В подобном случае пытаться рационально убеждать население в том, что любое действие, хорошее для германских промышленников и банкиров будет хорошим и для них, оказывалось невозможным. А ведь диктатура – тем более, террористическая, т.е., не связанная никакими законами и традициями – требует массовой поддержки. (Для поддержания террора «стандартной» государственной машины недостаточно, нужны массовые отряды штурмовиков, а затем – СС.)
Поэтому только Гитлер, только хардкор. Только марширующие колонны, горланящие «Хорста Весселя» - и старающиеся не задумываться о своей судьбе. Поскольку если задумаются...
|
</> |