"Забытые" броненосцы (ч.8)
sergiovillaggio — 29.11.2021
Сегодня у нас на очереди еще один французский броненосец
береговой обороны. Подробнее о нем можно почитать в статье Дмитрия
Якимовича в "Морской кампании" №2 за 2009 год.
«Фурьё» в первоначальном облике
Данный корабль в целом был весьма похож на «Тоннан» и имел
аналогичное вооружение, однако его корпус поднимался на одну палубу
выше броневого пояса, а силовая установка была двухвальной.
«Фурьё» («Furieux») был заложен в Арсенале Шербура в апреле
1878 г., сошел на воду в июле 1883 г. и вошел в строй в феврале
1887 г.
Стальной броневой пояс имел толщину 450 мм в средней части,
утончаясь до 330 мм в носу и 350 мм в корме. Толщина броневой
палубы, опиравшейся на его верхнюю кромку, была доведена до 80-90
мм. Установленные в носовой и кормовой оконечностях надстройки
барбеты имели 450-мм бронирование и 15-мм броневые колпаки для
орудий; внутри них проходила бронированная подачная труба. Носовая
оконечность имела завал внутрь, придавая корпусу китообразную
форму. Единственная «боевая мачта» располагалась позади дымовой
трубы.
В 1902-1904 гг. «Фурьё» был перестроен в Шербуре и полностью
перевооружен, получив два 240-мм/40 орудия М1893/96 в одноорудийных
башнях на центральном основании, а также шестнадцать скорострелок
Гочкиса калибра 37 и 47 мм. На броненосце установили восемь новых
водотрубных котлов Бельвилля и паровые машины тройного расширения,
что позволило увеличить мощность до 5145 индикаторных сил и довести
скорость до 14,3 уз. Сильно изменился внешний вид: корабль стал
двухтрубным, с легкой фок-мачтой и массивной «боевой» грот-мачтой.
Была установлена хорошо защищенная боевая рубка.
В последние годы службы (с 1910 года) «Фурьё» использовался в
качестве плавбазы подводных лодок и был исключен из состава флота в
1913 г., однако на слом пошел только после окончания Великой войны,
в 1924 году.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 5925 т (после перестройки – 5683 т);
длина между перпендикулярами 72,54 м, по ватерлинии 75,05 м,
ширина 17,8 м, осадка 7,09 м (после перестройки 6,94 м);
2 вертикальных паровых машины системы «компаунд», 8
цилиндрических котлов;
мощность 4600 инд. л.с.;
скорость 13 уз;
запас угля 200 т;
дальность плавания 1500 (10) миль;
бронирование: пояс 450-330 мм, барбеты 450 мм, подачные трубы
300 мм, палуба 80-90 мм (после перестройки: башни 200 мм, основания
башен 160 мм, боевая рубка 75 мм);
вооружение: два 340-мм/21 орудия М1875, четыре 47-мм, десять
37-мм револьверных пушек Гочкиса, два 350-мм надводных торпедных
аппарата;
экипаж 235 чел.

Схема бронирования ("Warship International")
Броненосец береговой обороны «Фурьё»

«Фурьё» в сухом доке Бреста в 1891 г.
«Фурьё» после перестройки в башенный броненосец