рейтинг блогов

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

топ 100 блогов maysuryan10.05.2025 Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

Что общего у вот этой старинной шоколадки, убийства советского посла и мемуаров Л.И. Брежнева? На первый взгляд, ничего, а на самом деле — связь прямая.
Но начнём по порядку... Всмотримся внимательно в эти фантики от шоколадных конфект, сделанных ещё до революции.
Это, например, серия по различным волшебным сказкам.
По сказке «Кот в сапогах»:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Фантик от конфекты «Кот в сапогах». «Почтенный людоед! давно уж ходят слухи, что вы умеете превращаться в любого зверя»

А эти — по «Золушке»:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Конфекта «Золушка». «Золушка бежала с бала, так шибко, что потеряла свой хрустальный башмачок»

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Конфекта «Золушка». «Придворный увидел, что ножка входит без труда, и башмачок пришёлся как раз впору»

Но нас в этих конфектах сейчас интересует одно — выпускавшая их шоколадная фабрика М. Конради.
Основана она была выходцем из Швейцарии Морицем Конради в 1853 году. За полвека фабрика разрослась и имела свои магазины в Петербурге на Невском проспекте, в Москве и в других местах. Наверное, каждый ребёнок невольно сглатывал слюнки, проходя мимо входа в это чудесное шоколадное заведение и тянул за руку своих старших спутников поближе к магазинной витрине! Если не купить — позволить себе такую сладкую роскошь могли далеко не каждые родители — так хоть полюбоваться!

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

А какие изящные коробочки для конфет, какие бонбоньерки выпускала фабрика Конради!

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

Ах! Но об этом можно увлечённо рассказывать часами, а мы пойдём дальше и продолжим наше правдивое сказочное повествование.
«И кому это всё мешало?» — как горько вопрошали друг у друга персонажи Аркадия Аверченко.
Но кому-то, видимо, всё же мешало. Например, тем детям — а их были миллионы — которые могли прожить и проживали всю жизнь, так ни разу и не отведав кондитерских шедевров г-на Конради —потому что «каждому своё», как говорится. А ещё тем взрослым, которым такой порядок казался неправильным.
Вот один из них, с говорящей (и ужасной!) фамилией Воровский.

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Вацлав Воровский (1871—1923)

Вы только поглядите на него! Сразу видно — он опасен, он прямая угроза для спокойной и безмятежной жизни всех окружающих. В его глазах светится беспокойный огонёк, огонёк — страшно сказать — мысли, он явно из той породы всем недовольных, вечных смутьянов, тех, кто желает странного. Например, чтобы всем детям — и бедным, и богатым — доставалось поровну шоколадных конфект, что и невозможно, да и просто не нужно. Вот из-за таких-то людей остальным и приходят все несчастья и беды!
На этой фотографии это тоже хорошо видно:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?

Но вернёмся (с облегчением!) в наш конфетный парадиз, в сладкое королевство. В нём с детских лет обитал вот этот милый юноша — Морис Морисович Конради (1896—1947). Гражданин Швейцарии, названный в честь своего дедушки, основателя этого маленького шоколадного рая.

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Морис Конради (1896—1947)

Вот как должен выглядеть настоящий Человек! Обратите внимание на его глаза. Никакой мысли, никаких сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины. Взгляд чист и прозрачен, как два стеклянных шарика. Поверхностные люди скажут, что это типичный взгляд бездельника и праздного хлыща, но они глубоко неправы. Перефразируя классика: «Мне нравится, что у Мориса Морисовича глаза такие пустые и выпуклые. Какие глаза! Они постоянно навыкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! Какая духовная мощь!».

Ну вот. А теперь мы подошли к самому грустному моменту нашего правдивого, хотя и немного сказочного, повествования. В Октябре, не к ночи будь помянут, 1917-го года явились лихие люди, вроде упомянутого выше г-на Воровского, и порушили всё сладкое царство-государство фамилии Конради, весь их отстроенный за полвека с лишним семейный рай. Дотла! И из обеспеченного наследника уважаемого, богатого семейства Морис Морисович превратился... в кого? в гонимого и преследуемого «буржуя».
Но он не сдался без боя! Он стал бороться за столь вероломно отнятое у него сладкое место под солнцем. Как заметил другой классик тех дней:
Если вошь в твоей рубашке крикнет тебе,
что ты блоха, выйди на улицу и убей!


Морис Морисович поступил именно так. Он записался в белую гвардию, и воевал с ненавистными красными, со всеми этими Воровскими и воровскими. И так отчаянно воевал, что его имя даже вошло в известную белогвардейскую песню дроздовцев:
Вперёд проскачет Туркул славный,
За ним Конради и конвой…


Увы!.. Бог не даровал победы войску Туркула славного, и пришлось ему поскакать далече, за леса, за моря, а за ним Конради и конвою... «Золушка бежала с бала, да так шибко, что потеряла свой хрустальный башмачок». То есть своё сладкое королевство. И вернулся гражданин Швейцарии на свою историческую родину, к разбитому корыту, в родные Альпы, но сердце его пылало неугасимой местью. Он признавался знакомому, что хочет «убить кого-нибудь из советских вождей, чтобы отомстить».
И вот прослышал Морис Морисович, что прибывает в Швейцарию, в Лозанну один из этих... тех самых, кто отнял у него буквально всё — Вацлав Вацлавович Воровский.
10 мая состоялась их встреча, в результате которой Воровский был убит.
Посмотрите на этот рисунок из западной печати, на котором видно, как радовался Морис Морисович своей меткости:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Морис Конради в момент ареста, сразу после убийства Воровского. Сладкая месть!

Сдаваясь полиции, Конради гордо заявил: «Я сделал доброе дело — русские большевики погубили всю Европу… Это пойдёт на пользу всему миру... Я — новый Вильгельм Телль, призванный спасти человечество!».
Потом состоялся суд, где Конради повторил: «Я верю, что с уничтожением каждого большевика человечество идёт вперёд по пути прогресса. Надеюсь, что моему примеру последуют другие смельчаки, проявив тем самым величие своих чувств!».
Прокурор в своей речи заявил, что даже убийство тирана является преступлением. В ответ один из адвокатов указал в окно на памятник Вильгельму Теллю, предложив снести памятники швейцарскому национальному герою.
По правде сказать, советские предчувствовали, что суд закончится для них какой-нибудь гадостью. Об этом свидетельствует, например, этот рисунок из советской печати:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
«Убийцу т. Воровского Конради будет судить кантонный суд. (Из газет).
Что будет. Секретарь суда. — И... посему гр. Конради приговаривается к смерти.... от старости. Содержание преступника взять на государственный счёт».


Но действительность превзошла все ожидания! Присяжные большинством голосов признали убийцу... полностью невиновным, хотя факта убийства он и не отрицал.

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Юлий Ганф (1898—1973). «Конради оправдан». Из журнала «Красный перец». 1923

На самом деле в таком приговоре не было ничего удивительного — вся белогвардейская эмиграция устроила отчаянную кампанию в защиту Конради. Поэт Константин Бальмонт позднее откликнулся стихотворением:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.

И да запомнят все, в ком есть
Любовь к родимой, честь во взгляде,
Отмстили попранную честь
Борцы Коверда и Конради.

(Каннегиссер застрелил большевика Урицкого в 1918 году, а Коверда убил другого советского посланника, Войкова).

После этого Советская Россия, конечно, порвала все дипломатические отношения со Швейцарией на добрых 20 с лишним лет. Ездить в страну, где отстрел советских дипломатов был признан законным и допустимым деянием, было небезопасно!

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Дмитрий Мельников (1889—1956/1966?). 1923. «Лозаннский разговорчик. 1-ый: — Воздух здесь чудесный. Я думаю здесь вообще поселиться, так как конференция, по-видимому, будет тянуться долгие годы.
2-ой: — Да... но здесь бывает неприятное общество.
1-ый: — Это не помеха! Уж мы-то с вами знаем, как от этого общества избавиться!»


Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Ещё один рисунок 1923 года на ту же тему. «Позорный герб. Вот как изображают Конради: 1) Обвинительный акт [в виде мальчишки, играющего в Вильгельма Телля], 2) черносотенная печать [в виде Марка Юния Брута], 3) мадам Кускова, и 4) Конради, как он есть»

Наше сказочное повествование подходит к концу... Осталось объяснить, причём здесь Л.И. Брежнев и его мемуары. Дело в том, что на убийство Воровского откликнулся не только Бальмонт, но и другой поэт, который так и не прославился своим творчеством, но зато позднее стал известен всему миру как... глава Советского государства — 16-летний комсомолец Леонид Ильич Брежнев. Первые строчки его стихотворения — правда, без указания авторства — вошли позже и в официальные мемуары Генсека. Там эпизод с этими стихами был изложен так:

Что общего у шоколада, убийства посла и мемуаров Брежнева?
Л.И. Брежнев в молодости

«Однажды я ехал по железной дороге, в том же вагоне сидела девушка моего возраста, тоже студентка. Разговорились. Девушка показала тетрадь со стихами, какие обычно собирают в альбом. И вот что характерно: в этой тетради оказалось стихотворение, которое прежде я никогда не встречал, — «На смерть Воровского». Мы тогда тяжело переживали убийство нашего посла, стихи взволновали меня, тут же я выучил их наизусть. С первой строчки — «Это было в Лозанне...» — и до последней строфы:
А утром в отеле с названьем «Астория»
Посол наш убит был убийцы рукой.
И в книге великой российской истории
Жертвой прибавилось больше одной.
»

Вот полный и более точный текст стихотворения (по автографу Леонида Ильича):

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Как сказано, опять Barlowe. “Hell’s Firstborn” The first step in the manipulation of a superstition as an enemy vulnerability is its exact identification and detailed definition of its spread and intensity among the target audience. The second step is to insure friendly control of ...
Начну издалека. Многие как знакомые, так и авторы, которых приходилось четать, говорят/пишут о Саиде Кутбе как о выдающемся мыслителе, потрясающем своей глубиной, вписавшим свое имя в золотой фонд политической и богословской мысли, и т.п. Я, ...
Сергей Колесников действительно является партнером Николая Шамалова и Дмитрия Горелова, которые входят в число приближенных людей Владимира Путина. На прошлой неделе на одном из сайтов было опубликовано письмо президенту России о том, что на ...
Много мы видели фотографий с улиц Англии, на которых молодые люди ведут себя, мягко говоря, не этично ... Журналистка DailyMail решила разобраться: "Почему молодые образованные британские женщины по всей Британии вечерами напиваются до ...
Профессор Леонид Люкс опубликовал колонку на сайте diekolumnisten. В ней он спорит с берлинским политологом Херфридом Мюнклером, который утверждает, что нынешний европейский кризис во многом похож на кризис 1920-х и 1930-х годов. ...