"Забытые" броненосцы (ч.31)


«Конинг дер Недерланден» («Koning der Nederlanden») заложен на королевской верфи в Амстердаме 31 декабря 1871 г., спущен на воду 20 октября 1874 г. и вошел в состав флота 16 февраля 1877 г., хотя ходовые испытания на мерной миле у Текселя прошли только 26 июля 1877 г., а полностью корабль был готов к концу лета того же года.
Броненосец имел уникальный для своего времени внешний вид с тремя близкорасположенными дымовыми трубами. Это сочеталось с трехмачтовой парусной оснасткой (общая площадь парусов 847 кв. м). Таранный форштевень выступал на 1,22 м за носовой перпендикуляр. Полностью железный корпус при этом оставался низкобортным, так что орудийные амбразуры находились на высоте всего 3,3 м над уровнем воды. Правда, высота борта увеличивалась за счет откидных фальшбортов. Нормальное водоизмещение – 5400 метрических тонн.

Схема бронирования ("Warship International", №2-1972)
Дополняли вооружение четыре 12-см казнозарядных орудия Круппа, располагавшиеся на главной палубе в средней части без какой-либо защиты, а также шесть 37-мм револьверных пушек. Последние в 1890 году были заменены на две 75-мм и четыре 37-мм скорострельных пушки. При вступлении в строй броненосец оснащался шестовыми минами, но от них очень быстро отказались.
Силовая установка состояла из двух паровых машин системы «компаунд» производства британской фирмы «Пенн и сыновья», пар для которых вырабатывали семь котлов (один с пятью, четыре с четырьмя и два с тремя топками). Диаметр гребных винтов – 4,876 м. На испытаниях корабль не развил проектной 12-узловой скорости, показав всего 11,95 уз при мощности 4630 индикаторных сил.
Почти вся карьера «Конинг дер Недерланден» прошла в Ост-Индии, где он находился в качестве флагмана колониального флота до прихода в 1894 году крейсера «Конингин Вильгельмина дер Недерланден». 1 апреля 1895 г. броненосец был исключен из состава флота в Сурабае, после чего в августе 1896 г. поставлен на переоборудование в плавучую казарму, войдя в строй в данном качестве 1 декабря 1899 г. При этом его вооружение состояло из четырех 120-мм и двух 37-мм пушек. В 1914 году разоружен. Окончательно корабль был подожжен и затоплен в Сурабае 2 марта 1942 г., накануне захвата этой базы японскими войсками.
Тактико-технические характеристики:

Броненосец «Koning der Nederlanden» (графика - Михал Глок)

Броненосец «Koning der Nederlanden» в сухом доке "Танжонг Пагар" в Сингапуре, 1890-е годы

|
</> |