"За время моего дежурства..."
kot-or-osl — 07.07.2013
8 июля
Присядем на жердочку?..
1934 год. Первый полёт гигантской летающей лодки АНТ-22
(МК-1). Это был двухлодочный гидросамолёт - третья летающая лодка,
спроектированная и построенная в ЦАГИ. В соответствии с заданием,
предполагалось сделать морской самолёт-крейсер. Его назначением
являлись морская разведка в отдалённых районах, сопровождение
флота, выполнение бомбардировки баз и укреплённых районов врага.
АНТ-22 предполагали использовать для решения всех тех задач,
которые ставились ранее для проектируемых, а также строящихся
самолётов-разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев.
Двухлодочную схему самолёта выбрали из-за того, что на летающей
лодке предполагали транспортировать крупногабаритные грузы, такие
как малые подводные лодки или полупогружаемыеторпедные катера.
Самолёт состоял из полностью металлической конструкции, также
используемой КБ и в других конструкциях ЛА (силового набора,
выполненного из стальных трубчатых элементов, подкрепляющего
набора, выполненного из дюралюминиевых профилей), использовалась
гофрированная обшивка крыльев и оперения. Крыло у МК-1 укладывалось
на две лодки, состояло из 4 лонжеронов, было свободнонесущим и с
большим удлинением. Был построен единственный монстр с размахом
крыла в 51, 6 м.
1939 год. Pan American открыла первые регулярные
трансатлантические линии на гидроплане Boeing 314 Clipper.
1944 год. Германской авиацией было осуществлено первое боевое
применение крылатой ракеты "V-1" (Фау-1) с самолёта-носителя
"He-111". В течение июля и августа с самолётов Люфтваффе по Англии
было выпущено 310 ракет "V-1" (Фау-1).
1947 год. Первый полёт реактивного истребителя Як-23 с ТРД
РД-500; М.И. Иванов.
1948 год. Состоялся первый полёт реактивного фронтового
бомбардировщика Ил-28 с двигателями «Нин-1»; В.К. Коккинаки.
1958 год. Совершил первый полёт первый послевоенный немецкий
вертолёт - трёхместный Боргварт «Колибри I» Borgward Kolibri I,
построенный Генрихом Фокке.
1959 год. Первый полёт сверхзвукового бомбардировщика Як-28Л; В.Г.
Мухин.
1960 год. Первый полёт Е-150 ОКБ «МиГ»; А.В .Федотов. Новый
всепогодный истребитель-перехватчик, задуманный в КБ А.И.Микояна,
должен был развивать скорость в три раза превышающую скорость
звука. Поэтому до его создания «в металле» пришлось решать проблему
теплового барьера - разработать и создать термостойкие материалы,
способные выдерживать полётные нагрузки при повышенной в несколько
раз температуре. Обычные, алюминиевые сплавы в этих условиях просто
«текли». Требовалось научиться делать конструкцию самолёта из
жаропрочных сталей, титановых сплавов и композитов, разработать
технологию серийного производства и т.д. И эти проблемы удалось
решить в кратчайшие сроки.
1968 год. Первый полёт пассажирского Бе-30; экипаж М.И.
Михайлова. Учитывая, что "тридцатка" будет эксплуатироваться с
грунтовых аэродромов, выбрали схему высокоплана. Хотя это и
приводило к росту веса шасси, но способствовало улучшению
эксплуатационных характеристик. Hе забивались грязью ниши шасси,
повышалась надежность работы силовой установки, сведя до минимума
вероятность попадания в неё посторонних предметов. Особенностью
новой машины должен был стать синхронный вал, связывающий через
обгонную муфту воздушные винты обоих двигателей. Это позволяло в
случае отказа одного из двигателей упростить технику пилотирования
машины, особенно на самых ответственных взлётно-посадочных режимах.
А устройства реверса тяги воздушных винтов сокращали длину пробега
до 180 м. Бе-30 рассчитывался на 14 пассажирских мест. При этом
допускалась посадка ещё одного пассажира рядом с пилотом.
1970 год. Мировые рекорды скорости на замкнутом маршруте 1000
км с грузом 2т и 5т по классам гидросамолётов и амфибий; экипажи
П.С. Якушина, Е.М. Никитина, А.С. Смирнова, А.Т. Захарова, на Бе-12
(8 и 9 июля). Соответственно - 535,288; 528,998; 530,504; 526,606
км/час.
1974 год. Первый полет учебного Як-52, развитие Як-18.
1980 год. Через 2 минуты после взлёта в аэропорту Алма-Аты
разбился Ту-154Б-2. Экипаж не смог справится с управлением из-за
сильного порыва ветра. Все 166 человек, летевшие в Симферополь,
погибли.
1982 год. Попытка захвата Ту-154, выполнявшего рейс Мурманск -
Ленинград. Угонщик – некто Бурдук, 1961 года рождения, через
стюардессу передал экипажу записку с требованием денег и вылета в
Норвегию. Он был задержан охраной аэропорта.
1983 год. Первый полёт Airbus A300-600 (с двигателями
JT9D-7R4H1).
1985 год. Первый полёт опытного Airbus A310-300 с двигателями
Пратт-Уитни JT9D-7R4.
1987 год. На вооружение ВМФ принят корабельный Ка-29.
1988 год. Начало эксплуатации Як-42Д с увеличенной дальностью
полёта.
2004 год. Катастрофа Ту-22М3, авиабаца Сольцы, экипаж О.
Тяпкина. При выполнении планового тренировочного полёта ночью
отказал генератор. Экипаж при заходе на посадку выпустил шасси и
включил фары. На удалении 14 км от ВПП фары погасли, самолёт стало
разворачивать. Руководитель полётов дал команду экипажу на
катапультирование. Но экипаж не смог катапультироваться, потому что
из-за разряженных аккумуляторов катапульты не сработали. Командир
корабля майор Олег Тяпкинг, штурман майор Николай Толстов,
штурман-оператор капитан Александр Иванов, помощника командира
корабля капитан Илья Ласков - погибли.