А ещё был случай...

топ 100 блогов kot-or-osl02.07.2013 "Один из пассажиров, оглядев убогую обстановку аэродрома, говорит другому:
- А я слышал, что здесь расположена крупная авиабаза!

- У русских база вся под землёй, а всё это – просто маскировка, - со знанием дела отвечал другой..."
 

  Анекдот, бродивший по авиагарнизонам Дальнего Востока в последнюю треть минувшего века.


Перехват DC-8 на итурупский Буревестник


А ещё был случай...

Впервые эту фотография я увидел в Ленинской комнате нашего ДОСА (кто не в курсе - Дом офицеров Советской Армии) в гарнизоне Сокол, что на Сахалине. Эту - и другие. Были и более выразительные - с неграми на фоне наших МиГ-17... У же позднее многое рассказали нам офицеры и сверхсрочники, как наших воинских частей, так и командированные. Детали узнал уже много-много позднее, в эпоху тырнета.

... В самом начале июле 1968-го в дальневосточном небе едва не произошел инцидент, по масштабам равный тому, который случился в том же регионе в ночь на 1 сентября 1983 года, с корейским Боингом... Правда, на борту огромного пассажирского лайнера, который пятнадцатью годами ранее вторгся в наше воздушное пространство, были не гражданские пассажиры, а военные. И знают о том очень немногие. Прошло ровно 45 лет...
Итак, 1 июля 1968 года на аэродроме нашей 11-ой отдельной армии ПВО Буревестник, что на курильском Итурупе, шли плановые полёты 308-го ИАП. В разгар полётов лётчик 1-го класса замкомполка подполковник Ярослав Хиров получил сообщение, что воздушное пространство СССР нарушил иностранный самолет – на 200 километров углубился он на нашу территорию и летел непосредственно над Курилами.
На перехват нарушителя поднялись в воздух МиГ-17 во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым. Истребители отыскали крылатую громадину без особого труда. Увидел крутящиеся поблизости с их лайнеров краснозвездные ястребки и экипаж DC-8-63F.

А ещё был случай...

Приблизившись к пассажирскому самолёту чуть ли не вплотную, капитан Игонин покачал крыльями и вышел вперед на своем МиГ-17. Его воздушные эволюции означали: «Следуй за мной». Но «американец» на эту команду не среагировал, продолжая полёт прежним курсом. Более того, гость попытался нырнуть в облака, забраться на ещё большую высоту. Подполковник Хиров приказал капитану Игонину дать очередь из бортового вооружения так, чтобы трассеры прошли перед самым носом лайнера.

А ещё был случай...

Только после этого экипаж Дугласа понял, что русские с ними шутить не намерены, и командир экипажа DC-8-63F итальянец американского происхождения Джозеф Тозолини взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними. Под конвоем МиГов пилоты американского лайнера совершили круг над Буревестником, чтобы получше прицелиться к короткой и узкой для такой крылатой махины ВПП, а потом мастерски приземлили лайнер на незнакомом им военном аэродроме.

А ещё был случай...

DC-8, принадлежавший а/к Seabord World Airliners, перевозил во Вьетнам чуть менее двухсот отпускников (а не вооружённых до зубов рейнжеров, как писал кое-кто), трёх генералов и... кордебалет (для развлечения солдатиков во Вьетнаме). Всего 214 пассажиров и 24 члена экипажа. После посадки американские “Джи-Ай” разбрелись по всему аэродрому, размещать их, конечно, было негде, а скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом (как того велят уставы).

А ещё был случай...

Девочкам, очевидно, надо было хорошо потрудиться за те три холодных дня на Курилах, чтобы согреть янки. Пришлось нашим даже выдать каждому из них по одеялу - для тепла.Весёленький такой был у них рейс...

КВС Тозолини рассказал прибывшей с Сахалина команде начальства дивизии, что над нашей территорией он оказался из-за отказа системы дальней навигации «Лоран». Инспекторы понимали, что на земле оценить серьезность этой причины было невозможно. Наши спецы сомневались: не та была облачность, чтобы пенять на «Лоран». Неужели всерьез можно было думать, что острова, проплывавшие под самолетом, были японскими?
Опуская подробности пребывания гостей из Америки на Итурупе, скажу, что их устроили с максимально возможным комфортом. А ещё то, что советское и американское руководство сумели мирно разрешить тот конфликт. На третий день после пленения воздушного нарушителя, подполковник Ярослав Хиров получил приказ обеспечить «американца» авиатопливом, водой и питанием, и не препятствовать вылету DC-8 с Буревестника.

А ещё был случай...

Кормили как могли и чем могли. Сами американцы сообщают, они получали: чёрный хлеб, консервы, сыр, масло, кофе, супец какой-то, лапшу и сигареты «Прима» и «Ароматные». Даже пару кабанчиков пришлось заколоть, забрав живность у запасливых старшин... Кстати, наши, на всякий случай, чтобы гости не «сбежали» случайно, подогнали почти к самом носу DC-8 трактор, которого тут на снимках нет.
А вот что пишет о том инцидента американская версия Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Seaboard_World_Airlines_Flight_253A

А ещё был случай...

У наших лётчиков было сомнение по поводу того, как экипажу огромного Дугласа с такой загрузкой удастся взлететь с ВПП длиной всего 1200 метров. По мнению многих, у янки были все шансы искупаться в океане. Такую бандуру, наверное, нелегко было сажать на ВПП длиной 1200 метров и взлетать с неё.Тем более аэродром незнакомый и в сопровождении истребителей.Молодцы, всё же были американцы. В 1968-м полоса была 1200 метров, а в 1983-м - 2500 м. Значит, построили новую взлётку. Вот они - и старая и новая.

http://wikimapia.org/#lat=44.9210799&lon=147.6276189&z=15&l=1&m=b

Однако мощные двигатели и мастерство пилотов оторвали лайнер от ВПП чуть ли не на середине взлётки. Набрав высоту, он выполнил круг над русским аэродромом, прощально покачал крыльями и, взял курс на Токио. Наши лётчики с Итурупа по праву оценили профессионализм янки. Американцу повезло, что при первом ознакомительном облёте ВПП он не врезался в гордо возвышающийся над посёлком вулкан Грозный. По идее, такая махина, как DS-8, никак не могла успеть развернуться, но… выкрутилась как-то.
Лётчиков с Буревестника потом наградили - кому фотоаппарат, кому ружьё. Хирову выразили благодарность в приказе. И ещё командир полка с отпуска из Сочи прислал поздравительную телеграмму: ну и повезло же тебе, мужик!
В приказе и в телеграмме, конечно, нет слов о возможном предотвращении ребятами с Буревестника третьей мировой войны. Но только представьте себе на минуту, что могло произойти: если бы были облака, если бы DS-8 не сел или не взлетел, если бы на месте тех парней оказались бы другие – не столь профессиональные и выдержанные...

По инциденту - всё. Но могу ещё несколько бытовых подробностей/баек привести.
Комфортабельные пассажирские лайнеры на Буревестник, естественно, ещё никогда не залетали - поэтому трап, который приставили к двери, больше напоминал стремянку. И естественно, что появившийся из проема командир американского экипажа Джозеф Тальзанини не говорил по-русски. А Ярослав Хиров вспомнил, что на вражеском языке на острове говорят только школьники и их учительница.
Учительница говорила на том английском языке, который… был не известен Джозефу Тальзанини. «Чему вы наших детей учите?!» - заорал на неё Хиров, но американец итальянского происхождения как-то объяснил, что немного говорит по-немецки.
Послали за немкой - и, слава богу, на неродных наречиях бывший ученик и учитель ещё как-то смогли объясниться. Но лучше бы Хиров не слышал ответа на свой вопрос: «Кто на борту?» ни на одном из языков. Тальзанини сказал, что в его самолёте - американские солдаты, направляющиеся из отпусков и госпиталей по месту прохождения службы во Вьетнам.
Хиров с группой офицеров поднялся в самолёт и прошёлся по салону. Все 234 янки, свалившиеся ему на голову, сидели под одеялами, надвинув их, как сговорившись, по самые глаза. И в этих глазах читался весь ужас, внушенный им пропагандой, «охотой на ведьм» и войной во Вьетнаме, которую они, кстати, вели против коммунизма. Ждали расстрела?..
Живой коммунист Хиров изъявил желание говорить с офицером. Но даже если бы он добивался этого всеми запрещенными международными конвенциями по обращению с военнопленными способами, солдаты всё равно не выдали бы командиров. Потому что его на борту не было. Хиров готов был возненавидеть проклятую американскую военщину - у неё, оказывается, не было принято приставлять к солдатам, если их больше двух, хотя бы одного лейтенанта.

Офицер в итоге нашелся - лейтенант-дантист. Но он сразу сказал, что командир он - по зубам, а не по головам. И потом все распоряжения - от построения в столовую до переклички - пришлось доводить до личного состава американской армии через капрала. Немногими его достоинствами были рявкающий голос и, конечно, то, что он был негром.
КВС Тальзанини вызывал необъяснимое восхищение своей итальянской фамилией - всё-таки не Смит и не Джонсон, а значит, вроде не до конца американец. И, конечно, всем стало понятно, почему он до последнего не хотел идти на посадку, - на советскую землю лучше сесть с атомной бомбой на борту, чем с практически двумя сотнями солдат, за которых, как за пассажиров, он нёс полную ответственность. И Тальзанини обреченно сетовал, что в Японии американский консул наверняка отберёт у него лётное удостоверение - всё, мол, отлетался.
Тальзанини наивно раздавал визитки нашим командирам: если будете в Соединенных Штатах, звоните-заходите... Конечно, в 1968-м те могли только улыбаться в ответ: лучше уж вы к нам. Вряд ли кто-нибудь потом залетел к нему на огонёк. Впрочем, это так же неизвестно, как и то, праздновал ли Тальзанини потом дни рождения два дня подряд - один настоящий и тот, когда его не сбил над Охотским морем советский ас. Вон он, тот экипаж янки:

А ещё был случай...
Примерно через час DS-8 приземлился на авиабазе Мисава на севере Японии, где Тозолини отказался от своих извинений, утверждая, что его самолёт не пролетал над советской территорией. Стоит отметить ещё несколько забавных моментов, связанных с инцидентом. Вице-президент авиакомпании, летевший тем же рейсом (а это был их первый рейс на данном маршруте), демонстрируя западную порядочность, попытался расплатиться чеком за залитые в баки самолёта пять тонн авиационного керосина. Лётчики смеялись, когда он бегал от одного к другому, пытаясь понять, на кого же все-таки выписать чек. Морпехам янки пришлось вручную разворачивать лайнер, так как полоса не позволяла самостоятельно развернуться такому большому самолёту, а от тягачей Тальзанини отказался. Командовал разворотом сержант-негр, разворачивали машину - белые. Один из дней пребывания янки на нашей земле совпал с днём рождения капитана американского самолёта. Столовались - в лётной офицерской столовой. Пришлось даже спецсортир сооружать: начхозы и старшины со слезами на глазах выделили для этого дефицитнейшую в тех краях вагонку...

А в 1979-м по Итурупу прошёлся страшный тайфун, который полностью разрушил железную взлётку, повредил и уничтожил немало самолётов, погубил несколько человек. После этой природной катастрофы «железку» решили не восстанавливать. На старом месте был построен новый аэропорт с бетонной ВПП. Плиты возили на остров морем, в результате чего в народе аэродром получил прозвища «непотопляемого авианосца Советского Союза» и «золотого аэродрома страны».
А ещё был случай...
А ещё был случай...
А ещё был случай...

Такой вот случай был в начале июля 1968 год на курильском Итурупе...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Простите за название поста, но больше никак прокомментировать ЭТО не могу. Коле Симонишвили из Моздока, страдающему врожденной патологией грудной клетки, отказано в статусе инвалида. Врачи Северной Осетии уверены: несмотря на то, что мальчик с ...
Вы видите эту очередь? Нет, это очередь не за бургером в одном из ресторанов Москвы или МО, там у нас пока очередей нет. Это очередь больных онкологией людей, большинство из которых довольно пожилого возраста, за талончиком, чтобы потом кому-нибудь попасть к одному из "специалистов" на ...
На заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прошедшей 18 ноября 2010 г. под руководством зам.мэра Москвы Л. Швецовой, был принят , составивший своего рода нормативную базу московской ...
вчера Лука радовал остеопата недалеко от нашего дома, и после зашел порадовать нас. дорогоймуж устроил Луке сеанс хурмы, а я сварила суп. Хурма вошла как родная, но и суп был удостоен. потом мы уложили Величество в коляску и повезли гулять с тем, чтоб оно уснуло, а то оно хотело, но не ...
«Очень чувствительный, вдумчивый и замкнутый князь Павле не был рожден, чтобы править. Единственный ребенок, родившийся в 1893 году от недолгого брака принца-авантюриста и игрока Арсена Карагеоргиевича с богатой русской наследницей Авророй Демидовой, он провел свое раннее детство со ...