Ягоды от патриарха Никона
p_syutkin — 22.06.2024Парадоксально, но в стране, где ягоды растут в любом лесу, их названия мы не встретим почти до XV века. Похоже, именно широкая распространенность ягод на территории русских княжеств в XI-XIV веках повлекла за собой отсутствие каких-либо навыков их окультуривания. Малины, брусники, черники было настолько много в лесах той эпохи, что их наличие считалось чем-то само собой разумеющимся и не требовало особого упоминания.
В этом мы отличались от античного мира. Ведь в средиземноморском климате вырастить туже малину можно было лишь в саду с хорошим поливом. А в Центральной и Северной Европе, как и на Русской равнине, не было никаких причин специально культивировать эти ягоды. Вот почему более или менее существенные упоминания о разведении ягод мы встречаем лишь в позднем Средневековье.
Что касается их разведения, то в области предположений (более или менее обоснованных) лежит, к примеру, наличие ягодных посадок в монастырских садах XI-XIII веков. А также легендарное (но не имеющее особых подтверждений) разведение малинников под Москвой Юрием Долгоруким.
Или, скажем, земляника. Несмотря на ее распространенность, впервые слово «земляника» в русскоязычных источниках мы встречаем лишь в 1534 году в Травнике Николая Любчанина. «Земляница», «земляничные ягоды» именуется она там. Чуть позже о «земляничных левашах» пишет автор «Домостроя».
Но пройдет еще больше века прежде, чем землянику (теперь уже вместе с клубникой) станут упоминать в московских (или связанных с Москвой) текстах. Григорий Котошихин вспомнит ее, описывая порядки при дворе Алексея Михайловича в 1660-е годы: «ягоды на пива и на мед [покупают из царской казны], малину смородину, костяницу, земляницу».
Интересно, что культура садовых ягод самыми причудливыми способами распространялась по Руси. Скажем, опальный патриарх Никон любил выращивать смородину даже в ссылке. Как известно, в 1666 году он был лишен сана и отправлен простым монахом в Ферапонтов Белозерский монастырь, что находился в 100 верстах от Вологды.
Там же, удалившись от дел, он занялся садоводством и огородничеством. Выращивал капусту, лук чеснок, огурцы, мяту и… смородину. Целых «2 места смородиннику» с огорода Никона упоминает документ игумена Ферапонтова монастыря Афанасия от 8 июня 1676 года.
Кстати, пребывание Никона в фактическом заточении не было спокойным. Он был убежден в незаконности своего низложения. По его повелению старец Иона стал наносить на домашнюю утварь надписи, в которых ссылниый назывался патриархов, заточенным «за слово Божие и святую церковь». Подобная надпись сохранилась на подлокотнике кресла, которое было изготовлено для опального патриарха в Ферапонтове. Сегодня оно хранится в собрании Кирилло-Белозерского музея, где оказалось вместе со своим хозяином.
После перевода Никона из Ферапонтова монастыря в близлежащий Кирилло-Белозерский монастырь игумен Афанасий отправил новому патриарху Иоакиму отчет о том, что выросло на никоновых огородах: «Из описных, государь, Никона монаха овощных огородов… отвезено в Кириллов монастырь к нему… два туеска смородины».
Ягоды в монастырской кухне – важная часть рациона. В этом мы еще раз убедились в ходе недавней поездки по Вологодской области. Все эти фото сделаны нами там – в исторических монастырях, которые помнят не только Никона, но и его страсть к садам и огородам.
|
</> |