Вступление

топ 100 блогов ljwanderer06.01.2024
Вступление Wheatfield in colour


Цикл : Меннониты. Ранее: "Любите врагов ваших"       Меннониты в России


Если рассказывать о религиозной группе, появившейся в нашей стране, то нужно вернуться к самым истокам ее образования, в Европу XVI-го века, и поможет нам в этом книги: Уолли Крокера "Знакомство с русскими меннонитами»  книга, написанной самими русскими меннонитами в начале XX века с целью доказать их голландские, а не немецкие корни, под названием "Кто такие меннониты?", а также книга Бенджамина В. Гуссена «Избранная нация. Меннониты и Германия в глобальную эпоху».

Рассказывает Уолли Крокер (Wally Kroeker "An Introduction to the Russian Mennonites")

Путешествуя по равнинам Канзаса поздней весной, вы увидите много пшеницы. Поля представляют собой ковер естественной зелени от стены до стены, сложенный руками человека и силами природы. Там растет особый сорт пшеницы с твердыми, богатыми белком ядрами, из которых получается мука высшего качества, из которой выпекают лучшие сорта хлеба.

Канзасские меннониты будут рады объяснить, как именно этот сорт пшеницы попал в Среднюю Америку. Они расскажут вам об Анне Баркман, молодой девушке-иммигрантке, которая перед отъездом из России в 1874 году тщательно сшила свою тряпичную куклу, полную сытных зернышек. Они расскажут вам, как эти несколько горстей зерна стали семенем новой жизни для первых русских меннонитов. приехавший в Северную Америку
.

Вступление Out in the wheatfield


Отправляйтесь на север из Канзаса через Небраску, Дакоту и, наконец, в Манитобу, и вы сможете проследить за урожаем, который катится по равнинам, как падающее домино. В Манитобе прочный сельскохозяйственный фундамент также был заложен русскими меннонитами, пришедшими в 1870-е годы и превратившими прерии в свою собственную версию Эдема.

Если вы достаточно долго будете встречаться с меннонитами в таких местах, как Канзас или Манитоба, вы в конечном итоге услышите термин «русский меннонит». Это может показаться странным, поскольку люди, с которыми вы разговариваете, могут быть североамериканцами в третьем или четвертом поколении и, возможно, никогда не были и близко к России.


Вступление Montana Wheatfields From the Empire Builder


Этот тип меннонитов отличается от тех, кого иногда называют «швейцарско-немецкими меннонитами» — более ранней группы иммигрантов, заселившей Пенсильванию, Вирджинию и другие места в восточных частях Северной Америки.

Русские меннониты (более точным термином можно было бы назвать голландско-русские меннониты) носят такие фамилии, как Вибе, Пеннер и Фризен, и наслаждаются своими традиционными блюдами, такими как zwieback (двухъярусные булочки) и борщ. Их предки, вероятно, говорили дома на платтдойче (нижненемецком языке). Вы также можете обнаружить небольшие особенности в темпераменте, в том, как они исповедуют свою веру, и в том, как они взаимодействуют с правительством, и в их более развитой культуре.

А пока давайте просто поймем, что эти люди происходят от североевропейских меннонитов, которые попали в Россию в конце 1700-х годов, основали там свое меннонитское «содружество» и начали эмигрировать в Северную Америку в 1870-х годах.

Но как они вообще попали в обширные степи России?

Шестнадцатый век был тяжелым для нового поколения христиан, появившегося в Швейцарии и Голландии во время так называемой радикальной Реформации. Эти люди считали, что крещение должно быть добровольным шагом для взрослых христиан, а не чем-то, что можно навязать беспомощному младенцу. В 1525 году они откололись от официальной церкви и начали практиковать добровольное второе крещение, за что были названы анабаптистами.


Постепенно их стали называть меннонитами, в честь Менно Симонса, бывшего священника, под руководством которого сплотилось молодое движение. [Главными постулатами меннонитской веры является не  только отказ от ношения оружия и прохождения воинской службы, но и отказ от присяги.]

Меннониты вскоре стали духовной силой, с которой пришлось считаться по всей Северной Европе. Их новая вера, основанная на выборе взрослого человека, представляла угрозу для церковных лидеров, привыкших к неограниченному контролю без каких-либо аргументов. Власти недоброжелательно относились к этим непослушным выскочкам, гоняли их с места на место, одних сжигали, других топили.



Въ то время, когда въ Нидерландахъ Менно Симонъ организовалъ меннонитскія общины [1537 — 1559],
эта страна принадлежала къ имперіи Карла V, короля Испаніи. Карлъ V, будучи ревностнымъ католикомъ,
въ своихъ земляхъ сильно преслѣдовалъ протестантовъ, въ томъ числѣ и меннонитовъ...

(КТО ТАКІЕ МЕННОНИТЫ?" Типографія Т-ва «Радуга», Гальбштадтъ " Тавр. губ. 1915)


Вступление
Арест голландских анабаптистов

Вступление
Казнь меннонитов-мучеников. Гравюра изображает казнь Давида ван дер Лейена и Левины Гизелинс,
голландских анабаптистов, католическими властями в Генте в 1554 году


Вступление
Сожжение Марии и Урсулы ван Беккум.

Вступление
Анна Янш перед казнью отдала сына Исайю булочнику из Роттердама


Те, кто выжил, искали убежища везде, где могли. На протяжении всей своей истории их убеждения, особенно их вера в то, что христиане не должны участвовать в войне, делали их мигрирующим народом.


Вступление
"Новый анабаптист - умелый фермер"


В те времена Европа еще не была разделена на страны, как сегодня. В ней было множество небольших регионов, управляемых своими правителями-аристократами, некоторые из которых были весьма строги в отношении того, какие религиозные убеждения должны иметь люди. Другие более спокойно относились к религиозным убеждениям или имели более насущные проблемы.

Правители польской Пруссии, а также будущий король Фридрих Великий (1740–1786) предоставили меннонитам убежище. У них были скрытые мотивы: во-первых, поток новых иммигрантов мог компенсировать огромное количество людей, уничтоженных чумой; во-вторых, им нужна была помощь в освоении заболоченных земель,  меннониты знали кое-что о воде и о том, как ее контролировать.[ имеются в виду практические навыки по мелиорации земель]

В обмен на усердную работу вновь прибывшим предлагалась религиозная терпимость, освобождение от военной службы и возможности для роста. Польской Пруссии были нужны земли, отвоеванные у дельты реки Вислы. Меннониты стекались туда, прежде всего в Данциг (известный сегодня как Гданьск), а затем и в другие районы. Они построили там дамбы и освободили от болот богатые сельскохозяйственные угодья.

Они образовывали деревни из несколько десятков семей. Помимо сельскохозяйственных угодий, каждая семья имела большой сад, а также несколько коров и свиней. Хотя им нравилось держаться особняком, они были открыты для тех, кто находил их веру и образ жизни привлекательными.


Какъ извѣстно, тогда вся «Западная Пруссія» принадлежала Польшѣ, къ которой она была присоединена еще въ 1466 году, по Торнскому миру. ..Такимъ образомъ голландскіе Меннониты сдѣлались подданными Польши...Заслуги меннонитовъ въ Польшѣ - не только на поприщѣ земледѣльческой культуры, но и въ различныхъ отрасляхъ промышленности...

Что касается языка переселившихся въ Польшу меннонитовъ, то о немъ можно сказать слѣдующее. Безъ сомнѣнія, всѣ эти Меннониты знали голландскій языкъ, употреблявшійся у нихъ въ качествѣ богослужебнаго. Установить же ихъ разговорный языкъ намъ представляется труднымъ, потому что въ Нидерландахъ въ XVI вѣкѣ, какъ и въ настоящее время, кромѣ голландскихъ нарѣчій, восходящихъ къ нижнефранкскому языку, было распространено и нижне нѣмецкое нарѣчіе — plattdeutsch...Населеніе, которое меннониты застали на Маріенвердерской равнинѣ, тоже говорило на нижненѣмецкомъ нарѣчіи.

Поэтому для меннонитовъ эта рѣчь была, вполнѣ понятна, и скоро она сдѣлалась разговорной рѣчью самихъ меннонитовъ. Но голландскій языкъ еще болѣе 200 лѣтъ употреблялся ими въ качествѣ богослужебнаго и литературнаго языка. Когда именно онъ былъ замѣненъ нѣмецкимъ, не поддается точному опредѣленію.

Разговорнымъ языкомъ меннонитовъ и понынѣ остался платъ-дейчъ, который мало отличается отъ прежняго ихъ языка и поэтому, вѣроятно, такъ легко ими былъ усвоенъ. Богослужебнымъ же и литературнымъ ихъ языкомъ теперь является исключительно литературный нѣмецкій языкъ.
(КТО ТАКІЕ МЕННОНИТЫ?" Типографія Т-ва «Радуга», Гальбштадтъ " Тавр. губ. 1915)

Тут стоит сделать уточнение: переход на немецкий язык произошел не только потому, что голландцы стали использовать местный язык, но и потому, что его в обязательном порядке ввели в прусских  школах, и только польская часть меннонитов все еще использовала голландский язык. Но в 1793 году, при втором разделе Польши, и они стали прусскими подданными, поэтому в Европе их продолжали считать германцами, а не голландцами, в большой степени еще и потому, что они упорно держались за использование старонемецкого языка ( платдойча).


[имеется в виду, что в каждой общине и внутри нее имелась своя трактовка веры,
два меннонита из одной общины часто не могли договориться,
потому общины часто распадались на более мелкие секты]



Лидеры лютеранской церкви, доминировавшие в европейских городских советах, не любили меннонитов. Они завидовали тому, как стойкие новички могли оправиться от любой неудачи и процветать, где бы их ни поселили. После смерти Фридриха Великого в 1786 году давление на меннонитов возросло. Были введены специальные налоги, часть которых шла на поддержку военных. Были приняты ограничительные законы, запрещающие меннонитам покупать землю, а это означало, что растущие семьи не могли расширять свои фермы.

Сельское хозяйство по-прежнему оставалось основным источником существования меннонитов, но многие из них были торговцами, ткачами и ремесленниками. Даже они ощутили на себе пресс ограничений. Меннонитам не разрешалось вступать в профессиональные гильдии. Так, например, часовое искусство, в котором преуспели меннониты, превратилось в подпольную отрасль.



И снова меннониты почувствовали давление со стороны объединившихся политических, экономических и религиозных сил. Хотя их открыто не преследовали, они явно были людьми второго сорта. И, скорее всего, ситуация должна была стать еще хуже. Европа переживала потрясения в результате Французской революции. В то время как регионы укрепляли свою оборону, меннониты задавались вопросом, как долго их молодые люди смогут избежать военного участия.
Их взоры устремились на север, к огромной новой границе России, где русская императрица Екатерина Великая открыла свои объятия иностранцам самых разных мастей


Источник: Wally Kroeker "An Introduction to the Russian Mennonites"


Вступление Kansas Wheat in Late Summer Storm


Завтра: Екатерина II - иммиграционная политика, Потемкин и меннониты

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Не фейк, кликабельно. Прошло 7 часов, но Кадыров не отреагировал на это заявление. Что-то его пинают все, кому не лень - то Яшин, то вот Сенченко... ...
а на самом деле этот слон похож на журнал enchantee_x там так хорошо ...
Скажите мне,пожалуйста, почему детям в магазинах можно почти всё? Орать,пищать,нервировать окружающих? Почему с собакой в магазин нельзя, а с ребенком, хватающим своими,едва ли чистыми ручонками, всё что хочется и перекладывающий продукты с ...
Здесь . Ну что ж, информация о " хороших новостях еще до конца мая ", анонсированная несколько дней назад пани Геращенко , а вчера подтвержденная (с конкретным упоминанием имен) лично паном Порошенко , как видим, подтверждается. Правда, в Кремле об этом " не располагают информацией ...
Сподобился в колонку СНОБа написать про любовь. Голод Невозможно писать о ...