рейтинг блогов

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЁРНАЯ СУББОТА (1963)

топ 100 блогов cambria_191907.04.2025 загл.jpg



Да, это Мишель Мерсье, и очень ей страшно - её сейчас убивать будут.


Потому что это хоррор.
И это джалло, то есть жестокий итальянский ужастик о красавице в беде.


Я-то, честно говоря, не люблю фильмы ужасов, комнаты страха, музеи восковых фигур, Хэллоуин и всё такое прочее.
Кино это смотрела из-за графа Толстого.

Причём тут граф? И хэви–метал впридачу?

Вообще-то "родное", итальянское  название фильма - "Три лика страха".
Это в Америке его переименовали в "Чёрную субботу":



постер.jpg



Ничего ни про какую субботу там нет, зато звучит пугающе.
Впечатляет!
Отсюда и песня, и название группы – насмотрелись и вдохновились:



группа.jpg



Но "Три лика страха" ведь тоже пугающе, правда?

Теперь про графа.
Который и обеспечил один из ликов страха в этом кино:



постер2.jpg



Этот граф не Лев Толстой, а его троюродный брат Алексей, который Константинович (он тоже с бородой, но тогда все были с бородами):


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЁРНАЯ СУББОТА (1963) 800px-A.K.Tolstoy_by_Repin.jpg



Русская литература золотого века так богата, что этот редкостно талантливый человек пребывает на задворках и школьной программы, и табели о рангах классиков.

Между тем у него великолепные стихи, мощная драматургия - плюс Козьма Прутков.
А в жанре хоррора он вообще мировая величина.


Хотя сочинил он в этом популярном ныне жанре всего три небольшие вещицы.

Но кто в детстве не обмирал, читая "Упыря" или "Семью вурдалака"!

Трудно поверить, но "Семью вурдалака" -   тонко живописную,  стильную, обдающую ужасом вещь - написал светский юноша всего 21 года от роду, скучая в пути из Франкфурта в Париж:


граф.jpg



Причём написал по-французски. В 1839 году.
И даже не думал публиковать.
Считал, что это несерьёзно.


Только после смерти автора её обнаружил в его архиве и перевёл с французского на русский язык поляк Болеслав Маркевич:


маркевич.jpg



Такие вот получились лингвистические загогулины.

Но ведь как верно: рукописи не горят.
Спустя 45 лет после того памятного путешествия графа Толстого в Париж, т.е. в 1884 году, "Семья вурдалака" таки добралась наконец до русского читателя.

И душа у того ушла в пятки, настолько это было великолепно и жутко.

Ушла душа в пятки и у итальянских киношников.
Или они почуяли в этой вещи незаурядный коммерческий потенциал, что вероятнее:



постер 3.jpg



Именно "Семья вурдалака" - сюжетный пик "Чёрной субботы".
Но вообще-то это альманах леденящих душу историй.


Историй этих целых три – потому на этом постере три вопящие физиономии (то есть три лика страха):


обложка.jpg



Режиссёр фильма Марио Бава - Карабас Барабас итальянского хоррора.
Гений и отец "низкого жанра" джалло.


Хоррор этот, джалло – жестокий и красочный - вылился в целое направление.
Когда-то оно считалось чуть ли не балаганом, а теперь высоко ценимо учёными киноведами.


Вот он, Бава.
Скорее меланхоличный, чем перепуганный:



бава.jpg



Ну, а тут вполне триллерный (за работой):


дьяболик.jpg



Как и положено в балагане, в "Чёрной субботе" вас напугают, ослепят бешено яркими красками - и надуют.

Благородный привкус великолепной, почти ренессансной вульгарности есть вообще во всём итальянском последнего века – от спагетти-вестернов до приторных нарядов Дольче и Габбаны.
Не минуя Феллини, конечно:


феллини.jpg



А в итальянском хорроре – джалло – всему этому и вовсе раздолье.

Например, прямо в титрах вам тут нахально соврут, что фильм поставлен по произведениям Чехова, Толстого и Мопассана.
Свято веруя, что вы никого из этих троих всё равно не читали:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЁРНАЯ СУББОТА (1963) vlcsnap-2025-04-06-13h28m51s681.jpg




Зато продюсеры вроде бы что-то про них слышали, потому на классику отвалят побольше денег – и можно будет соорудить декорации побогаче:


декорации.jpg



Впрочем "Семья вурдалака" Алексея Толстого тут всё же имеется (Бава и «Вия» Гоголя делал!)
А вот Чеховым с Мопассаном даже не пахнет.


Но не беда!
И без Чехова будет страшно.

История первая (без спойлеров, только завязка).
"Телефон" она называется.


Красавица Рози (Мишель Мерсье) возвращается в свою роскошную квартиру, где она всю ночь будет одна. Совсем одна.
Безнадежно одна.


Она неторопливо снимает чулки:


чулки.jpg



Переодевается:


спина.jpg



Собирается лечь в постель:


постель.jpg



Джалло пропитан эротикой, но никогда не отдаёт порнографией.
Всё это очень красиво, чтобы вам было ещё страшнее:



обречена.jpg




Ведь совершенно неожиданно жуткий голос по телефону объявляет, что сегодня Рози умрёт:


телефон.jpg



Телефон снова и снова звонит; неведомый собеседник как будто видит каждый шаг Рози, каждое её действие.

Оказывается, когда-то Рози предала, и именно сегодня преданный ею бежал из тюрьмы, чтобы отомстить и убить:


газета.jpg



Избавиться от страха не помогает даже подруга (Лидия Альфонси), которая пришла вроде бы поддержать, но на самом деле тоже мстит:


подруга.jpg



Тут будет всё, что положено – и огромный нож:


нож.jpg



И удавка:


верв.jpg



И метания несчастной глубоко декольтированной красавицы:


метания.jpg




Неужели спасения нет?

Вторая история – наша родная "Семья вурдалака", единственная тут подлинная классика.
Сюжет не стоит напоминать?

Хотя вместо густого балканского колорита тут какая-то сказка Роу: просматривается в тумане некая зайкина избушка:


избушка.jpg



Зато избушка населена мужественными мужчинами и прекрасными декольтированными женщинами:


декольте.jpg



Случайно попавший в зловещую глушь князь Владимир (Майк Дэймон) тут же влюбляется в прекрасную черноглазую Зденку (Сюзи Андерсон):


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЁРНАЯ СУББОТА (1963) 1920x.jpg



Однако семья в страхе: глава её, Горча, отважный борец с турецкими разбойниками, должен сразиться с вампиром Алибеком и вернуться раньше назначенного часа.

Если же он придёт хоть минутой позже, значит, Алибек сделал его вурдалаком, и в него надо тут же вонзить осиновый кол:


вернулся.jpg




В роли Горчи краса и гордость мирового хоррора, лучший монстр Франкенштейна всех времён и народов, великий и ужасный Борис Карлофф. 
Karloff the Uncanny:


б к .jpg



Карлофф мастер пугать – и тут не подводит:


голова.jpg



Другие члены таинственного семейства тоже не отстают:


зденка.jpg



А третья история называется "Капли воды".

Это хоррор совсем иного типа.
Здесь не будет ни декольте, ни влюблённых, ни даже страшного мужика в косматом парике.

Это мистическая история о проклятии.
Не менее архетипичная для ужастиков.


Бурная осенняя ночь, дождь льёт как из ведра.
Ушлая медсестра Хелен (Жаклин Перро), которая не верит ни в бога, ни в чёрта, коротает время за бутылочкой и скучает:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЁРНАЯ СУББОТА (1963) 1920x (1).jpg




Звонит телефон. Снова телефон!
Нет ничего более зловещего, чем телефонный звонок, когда его не ждёшь.


Оказывается, в своём замке умерла пациентка Хелен, старая графиня, занимавшаяся спиритизмом. Служанка графини зовёт Хелен прийти и обрядить покойницу к похоронам.

Хелен соглашается.
Но вдруг ей становится не по себе в мрачном замке, где шныряют инфернальные кошки:



смрт.jpg



А уж сама покойница страшна донельзя:


покойница.jpg



Но Хелен профессионально делает своё дело.
И замечает на руке умершей перстень с огромным великолепным камнем:


перстень.jpg



Алчность взыграла в медсестре.
Она стаскивает с мёртвой руки перстень, берёт себе – и с этой минуты начинается её путь в ад:



ужасс.jpg



"Чёрная суббота" из первых в своем роде – из кошмарных, цветастых, кровавых, почти абсурдных джалло:


постер 5.jpg



Спецэффекты тогда были доступны лишь очень простые, ещё чисто театральные – готические декорации, цветные фильтры софитов:


красный.jpg



Грубая, но впечатляющая бутафория – например, муляж трупа:


морда.jpg



А потом этот труп как встанет! (а-а-а-! - кричат зрители):


труп.jpg



Конечно, у демонических персонажей броский пугающий грим:


грим.jpg



Страшит ли это всерьёз?

Возможно.
Если сидишь в тёмном кинозале, а кто-то особо возбудимый то и дело орёт в тех местах, которые авторы специально для этого предусмотрели.


Борис  Карлофф появляется в самом начале фильма, чтобы иронично прокомментировать то, что предстоит увидеть зрителям.
Чтобы пугались, но не слишком, не до обморока:



фф.jpg



Но ведь пугались же!

Правда, джалло советским зрителям - от греха подальше - не показывали.

Но советские киношники видели всякое кино, это тоже видели - и мотали на ус.
Потому как делали в то же время вот такое:



баба.jpg



И такое:


милляр.jpg



И этакое:


рука.jpg



Не говоря уж об этом:



вий.jpg



А "Семья вурдалака" графа А.К.Толстого настолько полюбилась кинематографистам, что её уже экранизировали восемь раз (надо бы и ещё!)

Вот это, скажем, сделали испанцы в 1972 году:


ночь дьволов1972.jpg



Это уже французы в 2023 году - и даже в Каннах показали это кино не без успеха:


вурдалак2023.jpg



А вот и знакомые лица - отечественные вурдалаки 2017 года:


упыри.jpg



Но вот как-то не вытанцовывается у киношников "пиитический ужас" оригинала.
То смешно, то скучно.

Марио Бава тут пока лучший!
Невероятные краски и романтическая атмосфера.

Пусть уж лучше будет смешно, чем скучно:


конь.png



Да, финал джалло "Чёрная суббота" просто феерический.
Блеск и ирония.

Вполне в духе одного из последних интервью Марио Бавы (1970).

Оно очаровательно.


Вопрос журналиста:
- Что вы думаете о своих фильмах?
Ответ Бавы:
- Все мои фильмы полное дерьмо, можете не сомневаться.

И далее:
- Но сегодня ваши фильмы высоко ценятся.

- Сегодня люди утратили культуру.
- Вас называют мастером.
- Вы чересчур впечатлительны.  Я просто столяр. Романтический столяр.
- В каком смысле?
- Я делаю фильмы, как столяр делает стулья – ради денег.

Но таки даже Бава согласился, что визуально он кое-что умел.
Например, сочетать несочетаемое и в результате получать нечто невиданное ранее:

- Когда-то я начал смешивать красное и зелёное, и все кричали, что я сошёл с ума.
Сегодня это делает Феллини, и все говорят, что это гениально!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1 Неоднократно в этом журнале были подборки по нашим рок-звездам, но сегодня я решил выложить порцию снимков рок-звёзд обладающих мировой известностью. Все фотокарточки отбирались по простому принципу. На снимке должны быть люди не из одной группы. То есть вот на заглавном кадре ...
А сейчас будет маленький хейт спич про Америку. Вот я бывает иногда пишу - Ах, Америка, - и вы отвечает: Кашин охуел, у нас избы под снегом. И правильно отвечаете, конечно. Но при этом - вон я вернусь в Москву через сколько-то дней и у меня тоже будут ...
Вот и наступила очередная долгожданная пятница, видимо работы у девушек не очень много, поэтому они находят укромный уголок, делают фотографии и выкладывают их в социальные сети. Давайте посмотрим на эти интересные кадры. ...
События, произошедшие в июле у границы ДНР вблизи с линией разграничения, пролили свет на методы «разоблачения» российских военных на Украине. Гречанов Андрей, позывной «Рахман» он же знаменитый «киборг» (которых президент Порошенко пообещал внести в учебники по истории), он же силовик С ...
Росстат бьет тревогу. Граждане России - за чертой бедности, на пороге нищеты. Им не хватает денег на самое необходимое - оплату жилья и транспорта. Речь не идет о съемном жилье - неподъемным оказывается ЖКХ (долги по нему растут), да и транспорт так дорог, что ездить, к примеру, на ...