Внешняя эстетика
ljwanderer — 28.12.2023 Ранее: Читая книгу о разрушенной утопии О шоке, машинной культуре и ударном трудеПродолжаю рассказ о книге Сюзанны Бак-Морс ( Susan Buck-Morss) под названием "Мир грез и катастрофа: Смерть массовой утопии на Востоке и на Западе". На это раз речь пойдет о кино и внешней эстетике.
С внешней эстетикой связаны два мифа, первый - о том, что схожесть внешней эстетики уравнивает гитлеровский и сталинский режимы, и второй - о том, что все достижения советского кино это - простое копирование Голливуда.
Кадры из фильма-мюзикла Басби Беркли «42-я улица»,1933 г
Инструкция Алексея Гастева "Как надо работать", 1922 год.
Итак, ритм, повторяющиеся движения масс и механизмов становятся новыми художественными формами нового времени, независимо от политических режимов.
В 1920 году, в третью годовщину Октября, главным событием торжества в Петрограде была постановка «Штурм Зимнего дворца», которая представляла собой массовый уличный театр с участием десяти тысяч участников и аудиторией, в десять раз превышающей ту, которая на самом деле участвовала в штурме дворца.
Спектакль «Штурм Зимнего дворца», Петроград, 1920 год.
Постановки Николая Евреинова, Александра Кугеля и Николая Петрова
по эскизам Юрия Анненкова, организатор Дмитрий Темкин
Луначарский заявил о своем одобрении массовых гуляний в традициях Французской революции, по этому поводу он писал:
«Те виды искусства, которые возникли совсем недавно, как, например, кино или ритмика, могут быть использованы с очень большим эффектом. Смешно распространяться о пропагандистской и агитационной силе кино, это очевидно каждому. Только подумайте,какой вид наши праздники приобретут тогда, когда посредством Всеобщего Военного Учения мы создадим ритмично движущиеся массы, охватывающие тысячи и десятки тысяч людей, и не просто толпу, а строго регламентированную, коллективную, мирную армию, искренне одержимую одной определенной идеей.»
Если режиссеры массового постановок адаптировали методы кино к старой форме уличного театра, то на следующем этапе кино должно было заменить саму форму уличного театра. Революция-спектакль была заменена виртуальной реальностью революции, снятой на пленку.
Сергей Эйзенштейн был великим руководителем толпы и великим управляющим ее ритмами посредством монтажа, показывая «массы» как главного героя исторических событий.
В 1929 году Дзига Вертов поставил «Человека с киноаппаратом» — образец кинематографической техники.
В фильме демонстрируется весь спектр технических возможностей камеры, которая сама играет ведущую роль, позволяя зрителю узнать о кинопроизводстве с позиции профессионализма оператора.
Героями фильма являются массы людей и механизмов, движимые ритмами новой жизни.
режиссера Дзиги Вертова (СССР, 1929)
...в 1930-х годах, когда в звуковых фильмах музыка служила организующим ритмом, на экране танцевали массы как анимированный и организованный дизайн.
Эта хореография масс как «украшение», если использовать удачное выражение Зигфрида Кракауэра, зародилась на капиталистическом Западе, где она была стандартной практикой на сцене водевиля.
Зигфрид Кракауэр (1889-1966)
— немецкий социолог массовой культуры, кинокритик, писатель, публицист,
один из самых влиятельных теоретиков кинематографа.
Ноги «Девочек Тиллера» соответствовали рукам рабочих в тейлористском производственном процессе. ( О девочках Тиллера см в журнале humus )
Девушки Тиллера, Берлин, Веймарский период (1920-е гг.)
.
В 1933 году правый немецкий писатель Эрнст Юнгер написал предисловие к книге фотографий, в которых узоры городских улиц и вспаханные тракторами борозды образуют поверхностный орнамент абстрактной упорядоченности, являющийся отличительной чертой культа машин.
Ба́сби Бе́ркли (1895-1976)
— американский кинорежиссёр и хореограф.
Известен постановкой масштабных костюмированных танцевальных номеров
с большим количеством участников и неожиданными перестроениями их по принципу калейдоскопа.
В том же году в музыкальном номере Басби Беркли «Помни моего забытого человека», поставленном для голливудского фильма «Золотоискатели» 1933 года, использовалась аналогичная абстрактная эстетика, на этот раз состоящая из человеческого тела, чтобы обеспечить визуальную поддержку реального политического события.
Это был «Бонусный марш» 1932 года, когда масса безработных ветеранов, приехавших в Вашингтон и засела в палаточном городке, протестуя против бездействия федерального правительства в решении проблем рабочего класса, вызванных экономической депрессией. ( О Бонусном марше - здесь)
«Помни моего забытого человека», хореография Басби Беркли, из фильма «Золотоискатели 1933 года» (США)
Другие кадры из постановок Басби Беркли
В 1935 году Лени Рифеншталь в своем визуально мощном псевдодокументальном фильме «Триумф воли» запечатлела внешнюю эстетику массового митинга немецких фашистов в Нюрнберге, организованного фюрером как медиа-событие.
Кадр из фильма «Триумф воли», реж. Лени Рифеншталь. 1935
.
Григорий Александров, "Цирк" (СССР, 1936)
.
Cовременные пропагандисты в поисках доказательств общности СССР и гитлеровского Германию непременно указывают на сходную внешнюю эстетику, однако для такого сравнения им приходится сузить поле выборки, ограничиваясь лишь двумя странами.
Вот, что пишет Сюзанна Бак-Морс
Любители сравнивать тоталитарные режимы и находить в них много общего обычно пытаются отделить американскую демократию, несмотря на общие тенденции.
Комментаторы, поддерживающие Беркли, отважно боролись за то, чтобы отделить его массовые дизайны от всего остального. В то время как тоталитарные варианты прославляли массы как таковые, музыкальные номера Беркли, как говорят, "спасают человека, который погружается в толпу только для того, чтобы появиться снова".
И все же живая картина масс как украшение имела специфически большевистского предшественника.
По сценарию это было самое раннее зрелищное празднование Октябрьской революции.
Апофеоз братства крестьян, рабочих и солдат 1918 г
Возможно, более важным для определения политического эффекта на фильмы Беркли является влияние методов (работа с камерой) Дзиги Вертова. (А ранее - Сергея Эйзенштейна )
И правда, творческий путь в кино гораздо сложнее, чем кажется, невозможно просто скопировать и создать шедевр.
Как и в науке новое открытие основано на опыте предшественников. И если уж говорить о картине масс, как украшении, то их истоки можно проследить в народных хороводах.
.
Кадр из фильма "Гармонь", 1934 года
Желание выяснить, кто у кого заимствовал, напоминает бесконечную череду яйцо-курица- яйцо-курица...
Вот, например, "Американский режиссёр Кинг Видор в 1934 году заявил в печати, что не только тема, но и многие сцены его фильма «Хлеб наш насущный» возникли под прямым влиянием фильма Райзмана «Земля жаждет» и других советских фильмов"
А с фильмом "Тринадцать" (1936 г) было наоборот: Сталин, которому нравился фильм Джона Форда «Потерянный патруль» (1934), заказал его советскую версию - "Тринадцать", а в 1943 году на ее основе Золтан Корда снял фильм «Сахара».
А по поводу попыток уравнивания или разделения по внешним признакам автор дает вот такой очевидный ответ:
советским, фашистским и голливудским кино
должна закрывать глаза на важный факт
- «культура» кино жила своей жизнью,
независимо от политических режимов.
Завтра: О сказках, реальности и эротике привлекательности
|
</> |