Меннониты в России
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эта тема появилась и сформировалась в процессе подготовки темы отставания царской России, внезапно я обнаружила, что успехи развития зернового бизнеса были достигнуты, благодаря меннонитским поселенцам, им же принадлежал успех применения новых сельскохозяйственных технологий, и промышленность в юго-западных областях, а также - в Сибири, выпускавшая и рекламировавшая сельскохозяйственную технику, тоже принадлежала им. Меннониты были теми самыми проводниками, перенимавшими европейские новшества и внедрявшими их в местную жизнь.
Справка
"Меннонитство возникло в 1530-х годах в Нидерландах на
базе общин анабаптистов. т.е. перекрещенцев (нем.Wiedertufer),
поскольку они отрицали крещение младенцев и практиковали
вторичное крещение взрослых.
Основными элементами учения анабаптистов, которые отличали их от
других, современных им течений в христианстве, были
следующие:
- понимание сущности христианства как ученичества;
- понимание Церкви как братства;
- выражение христианской жизни в любви и непротивлении.
Специфическими чертами вероучения меннонитов являются
догматы о сознательном крещении, втором пришествии, покаянии,
хлебопреломлении, омовении ног, церковном отлучении, отказе от
военной службы и присяги.
Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление
избегать контактов с окружающим миром.
В большей части меннонитских общин требуется, чтобы верующие носили
простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения.
Большинство меннонитов поддерживают строгую церковную дисциплину,
неодобрительно относятся к бракам с представителями других
конфессий.
В церковном отношении каждая самостоятельно
организовавшаяся община существует независимо от других.
Именно община избирает своих духовных наставников и
проповедников.
Для решения дел, касающихся целой общины, созывается «общее
церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом
духовных старшин». Конвент является представителем общины перед
правительством.
Меннонитское вероучение поставило его последователей в
ситуацию самоизоляции от общества и государства."
Обратившись за дополнительными сведениями, я познакомилась с
краткой историей в версии русского интернета, в которой
Екатерина II пригласила в Россию секту анабаптистов, говорящих на
старонемецком языке, но имеющих голландские корни. Она щедро
одарила их русскими землями, и создала максимально
благоприятные финансовые условия для их процветания и
размножения. Последующие русские цари уже не были столь щедры,
но продолжали поддерживать этих трудолюбивых людей, по религиозным
соображениям отказывающихся воевать и давать присягу стране,
в которой они проживали. Но потом началась война, затем -
революция, монархия, а потом - буржуазная власть, пали, а новая
пролетарская власть уравнила привилегированную группу и уничтожила
тех, кто еще сопротивлялся.
Обращение к зарубежным источникам открыло совсем другую картину:
маленькие секты, исповедующие сепаратизм от государства и мира,
оказались проводниками глобализационных процессов. Они быстро
приспосабливались к меняющимся условиям, манипулировали
понятиями национальности и расы, а также - святостью принципа
неприменения силы и оружия, дважды сотрудничали с немецкими
окупантами, а в целях выживания и обретения силы для получения
максимальной выгоды самоорганизовывались в глобальные
протестантские сети.
"Между 1789 и 1861 годами иммигранты на юге России
основали четыре «материнские колонии» [на землях
современного Запорожья]. Оттуда они
распространились по Сибири и Средней Азии, образовав еще тридцать
шесть «дочерних поселений». По всей царской империи четыреста
поселений меннонитов с общим населением в 100 000 человек приобрели
почти 1,5 миллиона гектаров земли". (Benjamin
W,Goossen "Chosen nation")
В двадцатом веке эта группа заявила себя как самостоятельный и
независимый этнос, претендующий на занимаемую территорию и
независимое самоуправление по праву национального
меньшинства.
Таким образом, Екатерина II, подарившая инородцам-сепаратистам
новоприобретенные земли, добытые кровью русских солдат,
заложила ту самую бомбу, которая впоследствии взорвала эту
территорию в приступе национализма и ярости в результате
искусственно созданной социальной несправедливости.
В этом содружестве они построили свои собственные больницы; образовательные учреждения; специализированные учреждения по уходу за престарелыми, сиротами, душевнобольными; и т.д.. Ремпел пришел к выводу, что сами меннониты считали, что создали в России «государство в государстве». И пока интересы обоих совпадали, соблюдался баланс..
Как в любом государстве, в меннонитском появилось социальное расслоение и неравенство, разделение религиозных учений, прежде крепкая власть религиозных лидеров и нерушимые принципы веры стала оспариваться рядовыми членами.
Однако, времена менялись, менялась власть и правила жизни.
В двадцатом веке проживавшим в России меннонитам пришлось не раз пересматривать свою национальную принадлежность и отношение к оружию. В зависимости от собственной выгоды они представлялись иногда голландцами, а иногда - немцами, а затем и вовсе - отдельным этносом. Несмотря на церковные догмы, у них появилась мотивация взять в руки оружие, чтобы защищать ...не страну, а свою собственность. В некоторых случаях стало оправдываться и убийство ближнего, сначало это касалось сохранения своей жизни, а потом - и обычной мести.
Меннониты встречались и среди белых, и среди красных, и даже - среди махновцев. Оказалось, что они такие же люди, подверженные мыслям и страстям, как и все другие, но только менее подготовленные к тяжким испытаниям, разнеженные привилегированными условиями жизни. В пылу революционной и гражданской борьбы они оказались...чуждым элементом и легкой добычей.
Меннонитское сообщество (точнее - его верхушка) , нежелающее интегрироваться, имеющее целью обогащение, использующее дешевый наемный труд своих менее грамотных и безземельных соседей, стало открытым и непримиримым врагом советской власти, провозглашавшей интернационализм, атеизм и отмену частной собственности.
Оказавшись в эпицентре гражданской войны, будучи разгромленными, потеряв в ней людей и имущество, меннониты захотели перебраться в другие страны, но в двадцатом веке прием эмигрантов стал осуществляться по квотам, к тому же, и сами меннониты требовали "особых условий для переселения и проживания", с течением времени оставалось все меньше стран, желавших принять таких иммигрантов, все чаще на запросы о поселении получались отказы.
Вот так внезапно в России меннониты оказались в ловушке, упорно продолжая борьбу с новой властью, будь то организация колхозов или переселение, в связи со строительством Днепрогэс, и обращаясь за на помощью к мировому соообществу. Такое противостояние неминуемо вело к репрессиям..
Сегодня о последствиях этой борьбы невнятно рассказывают современные очерки и репортажи. Особенно это характерно для украинских СМИ, в них какие-то пришлые большевики преследовали неутомимых тружеников, во всех бедах виновата захватившая украинскую землю и самих украинцев, большевистская ( а подразумевается - русская) власть.
Потомки менонитов, уловив тенденцию, тоже спешат поделиться воспоминаниями о красном терроре, который они не застали, но помнят по рассказам бабушек и дедушек.
Российские СМИ тоже не утруждают себя глубоким анализом этой темы. Амурская правда пишет о депортациях немцев: "немцам не простили их национальности. Сразу тысячи людей чужой крови перестали быть опорой советской власти. " (как будто, преследуемые были ее опорой)
Вот еще из другой статьи Амурской правды о побеге целого села меннонитов в Китай:
"Отец Исаака, Яков Уинс, вопреки религиозным убеждениям и освобождению от воинской службы, был призван в армию, служил в медицинском корпусе." И невдомек автору статьи, Яне Колоде, что не вопреки, а как раз из-за освобождения от воинской службы, меннониты призывались - в медслужбу или лесничество.
Почему преследовали амурских немцев, находящихся далеко от идущей войны, авторы не объясняют, одна из статей чуть намекает: " Из местных здесь голытьба одна оставалась. Работать никто не хотел, не все, но многие переселенцам завидовали, козни строили... ( вот такое простое объяснение - обычная зависть, а не какое-нибудь другое социальное противостояние)
Председателем колхоза был сначала Герцен. Вечером сидит в конторе и разговаривает по телефону с немцами из колхоза «Звездочка». Мой муж сообщил в органы, что председатель часто с другими немцами общается. Его арестовали вместе с семьей. Мы верили, что наши немцы — это связующее звено между гитлеровцами и японцами», — показания свидетельницы."
Посвятив так много статей депортации немцев и их преследованиям в Приамурье, автор (Андрей Анохин) ни слова не говорит и о реальных причинах таких депортаций. Рассказывая о потомках, оставшихся в России, он подчеркивает их советское воспитание и лояльность власти, что должно убедить в том, что советская власть преследовала невиновных, но не указывает, что такими дети колонистов стали после учебы в советской школе, что стало возможным после указа 1938 года, когда были закрыты меннонитские школы.
А еще автор явно неравнодушен к чистоте крови и расовых теорий, так как допускает расистские фразы:
"Чистокровная немка в этой интеллигентной, умной и очень привлекательной женщине угадывается даже сегодня. Она грамотно говорит по-русски, всю жизнь прожила в Амурской области. Однако глаза, волосы, прическа, лицо, манера поведения и даже речь выбиваются из общепринятого представления о женской красоте."
"Это потомки тех, кто создавал немецкие колхозы в Амурской области, а потом был расстрелян, арестован, выслан. И все только потому, что оказался немцем. - рассказывает он еще в одной статье
И невдомек редакции газеты, что таким образом она продолжают дискурс нацистской пропаганды о гонимых чистокровных немцах-меннонитах, на продожение размножение и колонизационные способности которых в зарубежных странах возлагали огромные надежды немецкие нацисты в 1930-х годах.
Еще одно утверждение того же автора: "немцы пострадали за свое трудолюбие и национальность"
Издание Фонтанка.Ру рассказывает об уцелевшей меннонитской общине в Новосибирской области, тоже упрощает и делает неверный вывод, объясняя все преследования меннонитов в 20 веке их отказом от воинской службы:
"Именно за свои пацифистские взгляды меннонитам пришлось заплатить высокую цену: они бежали из России после введения всеобщей воинской повинности в XIX веке, подвергались репрессиям в 30-х годах прошлого века, были депортированы в годы войны со своих мест проживания, а затем отправлены в трудармию. "
Плохо то, что проживающие ассимилировавшиеся в России потомки меннонитов, не знавшие подробности о происшедших событиях, из таких статей узнают, что советская власть преследовала их родственников, помимо антирелигиозных причин, имела еще и нацистские, то есть, была нацистской по своей природе.
Мало кто тратит время на толстые книги, объясняющие, что все было совсем не так однозначно.
Между тем, по данным зарубежных историков в подавляющем большинстве меннонитское общество, проживавшее в России, придерживалось монархических взглядов, и не удивительно, ведь именно с российской аристократией поддерживала дружбу верхушка меннонитского общества, ведь они и сами были очень богатыми помещиками, на которых работали местные крестьяне. Именно русская аристократия давала меннонитской общине возможность откупаться, получать дополнительные земли и сохранять привилегии. Лишь малая часть образованной меннонитской молодежи поддерживала партию кадетов, и только беднота поначалу вдохновилась декретами о земле. Под властью религиозных лидеров, заинтересованных в возвращении старых порядков, меннонитское сообщество оказало сильное и длительное сопротивление советской власти.
Вот, например, книга "В сетях ОГПУ-НКВД.Немецкий район Алтайского края, 1927-1938 г", потомок немецких поселенцев, Фаст Абрам Абрамович, бывший секретарь колхозного парткома, переработал массу архивных документов, чтобы обличить сталинский режим и доказать, что советская власть хотела уничтожить немецкий народ: "Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если хочешь уничтожить народ, надо его лишить государственных образований и родного языка."
Однако, приводимые в книге документы говорят сами за себя, дело - не только в языке, противостояние имело более глубокую основу:
Вот заявление крестьянина-середняка Эппа Класса: «Мы добиваемся того, чтобы нас признали вне закона, как противников власти, а поэтому выслали за границу».
Еще из той же книги:
"[стихийная] эмиграция немцев... вызвала огромные общие потери скота, достигшие 45-70 %. Кроме скота был распродан и брошен весь сельскохозяйственный инвентарь, поэтому, как констатировала одна из комиссий, обследовавших Немецкий район, немцы не могли весной 1930г. засеять без посторонней помощи даже минимум посевной площади...
...арестованная в марте 1930 г. группа возвращенцев из Марковки [после получения отказа Германии, США и Канады на переселение собравшиеся в Москве группы были насильно возвращены на места обитания, где уже погиб без ухода их нераспроданный скот] и их руководитель Эпп Борис Борисович,проповедник, в составе 8 человек обвинялась в том, что они «упорно продолжают проводить контрреволюционную работу по срыву мероприятий Соввласти». Все участники группы агитируют среди возвратившейся бедноты и середняков, чтобы последние не проявляли ни малейшего участия в проводимых мероприятиях по коллективизации и весенней посевной кампании.
Ни в коем случае не советовали брать кредитов на приобретение рабочего скота, сельхозинвентаря и семян, отказывались от посева и не записывались в колхозы, убеждая бедноту, что в "марте м-це приедет Германская комиссия и добьется разрешения на выезд всем немцам, а тех кто хоть малейшее участие проявит в проводимых мероприятиях Соввласти в Америку не пустят. Ну а кто кредиты возьмет, того сама Советская власть не пустит. Скажет: «Должны государству»...
...в декабре 1929 г. решением родительских собраний были закрыты две школы в качестве протеста против антирелигиозного преподавания. Три поселка не приняли учителей, 8 поселков отказались допустить пятидневку в школах, как мешающую выполнению религиозных обрядов. Население всех поселков потребовало от учителей не учить детей петь "Интернационал"...
Большинство крестьян района отказались проводить сев. Ни уговоры, ни индивидуальная обработка бедняков результатов не дает: люди не соглашаются проводить сев ...
Распространяются анонимные письма:«мы крестьяне даем наше предложение, требуем, всех коммунистов выбросить из аппарата Соввласти, они вредители, и прокляты для крестьянства, долой коммунизм, дать владеть Соввластью крестьянским и рабочим депутатам. Долой коллективизацию, долой коммунизм, да здравствует свобода всем, да здравствует единоличник!» и подпись :«крестьянская масса».
Там же публикуются партийные документы с критикой работы местных властей:
"...грубейшие искривления политики партии и власти при отсутствии массовой работы среди немцев, дало кулакам и проповедникам возможность удержать бедняцко-середняцкие массы под своим влиянием и в момент усиленного социалистического наступления на капиталистические элементы вызвать массовое эмиграционное движение" ...
В своей докладной записке в крайком партии Буценко еще раз подчеркнул полную апатию местных властей (РИКа и сельсоветов), которые «никакой работы среди немецкого населения не вели»
А потом грянул 1937 год "чтобы обезопасить себя от нежелательных случайностей со стороны "социально-чуждого элемента", решено было устроить ему основательную прополку." рассказывает автор книги, все участвовавшие в движении эмиграции были уничтожены во время большого террора, под каток репрессий попали и настоящие немецкие активисты и коммунисты. Пострадали невиновные, но среди репрессированных, в первую очередь, были те, кто подбивал своих братьев на сопротивление и саботаж, по чьей вине, случался массовый падеж колхозного скота, совершались поджоги колхозного имущества.
Во время Великой Отечественной войны,в большинстве случаях - сознательно, оставшиеся на окупированных землях меннониты стали послушным инструментом немецкой колонизации советских земель, участвуя в зачистке территории и установлении нацистского порядка. К концу войны меннониты отступили с немецкими частями и оказались в Европе, где также послушно стали осваивать оккупированные польские территории.
После победы над нацизмом они тут же отказались от своих немецких корней, и для облегчения получения возможности новой иммиграции, придумали себе новый отдельный этнос - меннониты.
После распада СССР проживавшие на его территории потомки меннонитов вновь получили возможность эмигрировать в Германию и другие страны при признании себя немцами. В этот список земель обетованных попала и Украина.
Масса потомков меннонитов стали возвращавшихся на места проживаниях их предков из Сибири, Казахстана и других мест, с ними на украинской земле бурно распространялись протестантские новые церкви, которым активно содействовали зарубежные религиозные организации.
Под руководством зарубежных кураторов и с щедрым спонсированием глобальной протестантской сети, местные общины возродились и стали расти за счет новокрещенцев, превратившись в религиозно настроенную массу, подвергаемую идеологической обработке и манипулированию.
Результат - Проект Украина, а далее бывшие земли Новороссии, как считают меннониты, их коренные земли, попали в конфликт международных интересов.
Cегодня и в России можно услышать высказывания о том, что нужно вновь позвать в Россию меннонитов: "Если их поставить в нормальные условия, они создадут процветающее хозяйство.".
Опять, вместо создания благоприятных условий для cобственного населения, кто-то мечтает решить проблемы с помощью импортозамещения.
Так же, как когда-то в Империи были заинтересованы в быстром развитии новых земель, импортируя "рачительных хозяев", сегодня некоторые, не усвоив предыдущий опыт, не сделав оценки причинно-следственных связей совершившихся событий и не задумываясь о национальной безопасности, надеются вновь решить демографические и сельскохозяйственные проблемы, как им кажется простым и доступным способом.
Для создания общественного мнения приводится информация от экспертов:
" Это очень респектабельная и толерантная община...Стремление меннонитов вернуться в Россию – это знаковый шаг для верующих, которые когда-то бежали из Российской империи и из Советской России в силу гонений, которые на них обрушились. Сейчас меннониты, как и молокане и старообрядцы, которые частично возвратились в Россию из Латинской Америки и других стран мира, надеются на то, что в нашей стране есть религиозная свобода и равные права для всех конфессий и религий"
В Татарстане уже готовы создав анклав еще одного национального меньшинства, продав, не спрашивая воли местного населения, обширные участки земли меннонитским колонистам, якобы испытывающим трудности в Мексике,
В канадском интернет-издании Maclean's появилась публикация под заголовком «Мексиканские меннониты вновь в поисках нового дома»...
"В России Энрик Вот Пеннер нашел многое, что ему понравилось: земля, вода, низкие налоги и предложения агрокредитов. Вот Пеннер говорит, что готовы переселиться около ста семей, но поскольку по своим убеждениям они являются пацифистами, то нуждаются в гарантированном освобождении от военной обязанности...(и присяги на верность) Этот шаг может стать последней мерой для блуждающей общины из 6 тыс. человек, которые переехали в Мексику в 1920-е годы, чтобы избежать обязательного обучения на английском языке в Манитобе."
Бизнес-газета приводит "мнения экспертов". Вот, например, Виктор Классен - генеральный директор ЗАО «Радиокомпания «Вектор»:
"Переселение меннонитов в Татарстан я считаю очень хорошей новостью, поскольку сам являюсь меннонитом...Я считаю, что меннонитов, которые собираются приехать, надо поменьше сводить с бюрократами, чиновниками. Можно пригласить меня. Надо общаться неформально. Можно вспомнить историю переезда китайцев, которые два года не могут получить гражданство. Вот это страшно: небедные люди приехали на свою историческую родину, а тут мы говорим о том, что приедут немцы"
Виктор Классен намеренно умалчивает, что понятие родины у меннонитов, все время подвергалось манипуляции.
А вот председатель ассоциации фермерских хозяйств Камияр Байтемиров явно осведомлен и куда более прагматичен:
"Если они уехали туда, значит была какая-то причина. Свободных земель в Татарстане достаточно, и плодородных земель хватает. Если меннониты будут жить обособленно, то пользы не будет."
Вряд ли кто-либо из заинтересованных в продаже земли лиц
интересовался историей мексиканских меннонитов. Между тем, в обзоре
современных меннонитских общин Уолли Крокер пишет о
конкретной мексиканской общине следующее:
"Историю мексиканских меннонитов можно назвать историей об
образовании, вокруг которого, как нити, обвиты вопросы веры,
экономики и культуры.
Среди многих епископов, которые контролируют ситуацию,
образование по-прежнему пользуется низким уважением.
Дети учатся в школе всего шесть или семь лет, и даже тогда их
учат лишь алфавиту, Библии, цифрам и пению. Большинство
учителей не имеют соответствующей подготовки и иногда знают
немногим больше, чем ученики, которых они обучают. До половины
взрослых могут быть функционально неграмотными.
Неграмотные люди не могут самостоятельно
читать Библию . Церковные службы проводятся на верхненемецком
языке, который многие колонисты, говорящие на нижненемецком
языке, едва понимают.
Люди, которые не умеют читать, не получают хорошей работы. Даже на
предприятиях, принадлежащих меннонитам, работники-меннониты
подметают полы или заполняют полки товарами, в то время как
в офисе работают коренные мексиканцы. У меннонитов
недостаточно образования, чтобы напечатать письмо или выписать
квитанцию...
Из-за недоверия к системе образования их молодежь бросает школу уже в восьмом классе." (Wally Kroeker "An Introduction to the Russian Mennonites")
Нам, действительно, нужны такие переселенцы?
Вот поэтому я решила выложить здесь отсутствующую в русском
интернете информацию по истории российского меннонитства.
Сначала я думала, что это будут лишь некоторые выдержки из
прочитанного, но так как история эта имеет длину в несколько веков,
то и материал оказался объемным, с моей точки зрения, интересным и
актуальным, особенно в тот момент, когда идет борьба за
Запорожье. Я не всегда была способна его сократить, хотя и
попыталась разбить на краткие части, а в некоторых случаях
использовать краткий пересказ..
Я осведомлена, что лишь немногие читают длинные тексты, тем
не менее, я выкладываю их, как итог моих собственных
познаний, который возможно, найдет своего читателя.
Новый цикл так и называется - "Меннониты", он написан на
основе нескольких книг, а также генеалогического ресурса меннонитов
с его обширной коллекцией фотографий, и затрагивает
много освещаемых в моем журнале тем - о социальных
противоречиях и классовой борьбе, о расизме, национализме,
колаборационизме, глобализме и, наконец, о трагедии маленького
человека, оказавшегося в центре столкновения могущественных
сил.
Завтра: Вступительная глава
|
</> |