"Любите врагов ваших"
ljwanderer — 04.01.2024- заявление меннонитов Россииской Империи
из книги Benjamin W. Goossen
"Chosen Nation.Mennonites and Germany in a Global Era"
Когда-то в 2014 году я уже писала о роли зарубежных протестантов в строительстве свободной Украины, цикл назывался "Проект Украина". Сегодня хочу рассказать о том, что обсуждают во времена СВО на ресурсе "Христианство сегодня".
"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"
"Военный инструктор учит гражданских лиц держать деревянные копии автоматов Калашникова во время тренировки в столице Украины Киеве, 30 января 2022 года." - такая фотография украшает статью об отношении украинских протестантов к пацифизму в изменившихся условиях.
Украинские баптисты когда-то были практическими пацифистами - рассказывает автор статьи [имеется в виду, что украинские баптисты и меннониты освобождались от службы в армии по религиозным соображениям]
Сейчас же ,"вовлеченные в жестокую войну за выживание с вторгшимися российскими войсками, многие из них находятся на передовой линии сражения".
Автор объясняет, что оказывается, "ненасилие, практиковавшееся большинством славянских евангелистов, не было четким убеждением. Закаленная в огнях Советского Союза, вторая по величине в мире баптистская община развивалась совсем другим путем, чем их конфессиональные собратья в Соединенных Штатах."
Автор ложно указывает на жизнь в Советском Союзе, как причину, по которой украинские баптисты и менноны отказались от пацифизма, на самом же деле украинские меннониты взялись за оружие гораздо раньше, чем был создан СССР, еще раньше от пацифизма отказались их немецкие собратья.
Для примера он приводит украинца, Романа Рахубу из баптистской семьи, которой стал лидером меннонитов Украины
«Я бы никогда не назвал себя меннонитом», — заявил глава Ассоциации меннонитских братских церквей Украины (АМБКУ)Роман Рахуба. «Позже я обнаружил, что все время следовал их принципам».
Евангелическая вера Украины, известная как «Библейский пояс» Восточной Европы, находилась под сильным влиянием анабаптистской( меннонитских) традиции. Рахуба вырос в Запорожье, в 350 милях к юго-востоку от Киева, недалеко от колонии меннонитов Хортица, основанной в 1789 году.
Но родившись в семье баптистов, Рахуба вырос без игрушечных пистолетов, ему было приказано никогда не отвечать злом на зло. Его родственники, которым было запрещено играть в войну, отказались воевать в Советской армии. Он вспоминает, как меннониты гостили в доме его деда, узнав об указе Екатерины Великой от 1763 года о приглашении немецких поселенцев для освоения внутренних районов России [имеется в виду, что он рассказывает предании своих предков-баптистов, о временах правления Екатерины II]
К ним присоединились лютеране и католики, диссиденты и повстанцы, им предложили земли, самоуправление и — что жизненно важно для пацифистов — освобождение от военной службы. В течение следующего столетия меннонитские общины процветали в Украине, развивая инфраструктуру сельского хозяйства и промышленности. Но растущее благосостояние поставило под угрозу их социальную и духовную жизнь, а пьянство и танцы стали обычным явлением.
Затем появился пиетизм.
— изначально внутри характеризующееся особой личному религиозным верующих, живого с а ощущению нахождения строгим бдительным «оком».
во своего XVII противопоставлялся ортодоксии,
в делался догматику, далеко всегда понятна
Арминианство – это система убеждений, которая пытается объяснить связь между Божьей абсолютной властью и свободой воли человечества. Кальвинисты считают, что человек не может прийти к Богу самостоятельно.
Арминиане полагают, что человек может самостоятельно, без воздействия свыше поверить в Бога.
Кальвинисты считают, что человек может быть спасен только, если Бог того захочет, независимо от воли человека. Арминиане уверены, что у человека есть выбор, и каждый сам в ответе за то, где он будет проводить вечность.
Дедушка-баптист Синего, переживший детство, подобное детству семей Рахубы и Черенкова, потерял работу из-за советских преследований; его родители потеряли свой дом. Были даны уроки смирения и непротивления злу...
Теперь, будучи богословом в условиях опустошительной войны, он открыл силу библейской анафемы: «Проклятие Мероза», — сказал ангел Господень. «Горько прокляните народ его за то, что они не пришли на помощь Господу... против сильных» (Судьи 5:32).
По словам Синего, американцы сыграли жизненно важную роль в создании прочной основы для молодых украинских усилий по евангелическому богословскому образованию...
По словам Синего, меннонитская мысль [приверженность принципу ненасилия] сохранилась среди пожилых украинцев... Но молодые семинаристы бросили теологический вызов этим представлениям, когда напряженность в отношениях с Россией пошатнула то, что было полупочтением к «большому брату» в евангельских отношениях.
Меннонитские семинарии разработали совместные программы по поддержанию мира, стимулированные стойкими меннонитскими и анабаптистскими лидерами старшего поколения.
Но в новых условиях, объясняют молодые духовные лидеры, «Наша роль как христиан – не только выполнять миссию Божию через спасение душ, но и стремиться активно возвращать этот мир к божественному замыслу, насколько это возможно. Это включает в себя участие в вооруженной защите нации».
Меннониты тожее служили обществу, поскольку иностранная поддержка способствовала обновлению их богословского наследия в Украине.
Делая упор на миростроительство и развитие, Меннонитский Союз Церквей открыл офис в России в 1992 году, а несколько лет спустя в сотрудничестве с Союзом баптистов Украины переехал в историческое Запорожье.
Тем временем Multiply, миссионерское агентство братьев-меннонитов, приложило усилия для возвращения на земли, откуда они когда-то бежали [имеется в виду Запорожье].
Джон Винс, 35 лет проработавший пастором в Канаде, приехал в Украину в 2008 году. Опираясь на меннонитскую работу с начала 1990-х годов, он основал новые церкви и социальные центры, чтобы объединить конфессиональную семью веры. Почти все члены их двух десятков церквей моложе 40 лет.
2014 год стал поворотным для «Братьев-меннонитов» и, по сути, для всей Украины. Меннонитский Союз Церквей, который в начале 2000-х годов был переориентирован на миротворчество на Балканах, попытался возобновить ее в Украине. AMBCU (Ассоциация меннонитских братских церквей Украины) стояла на распутье.
«Когда мы занимаемся евангелизацией, убежденность в ненасилии не является нашим главным приоритетом», — сказал Йоханн Маттис, руководитель региональной группы Multiply в Европе и Центральной Азии. [ европейские меннониты давно отказались от этого принципа]
Несмотря на классическое анабаптистское название, некоторые считают, что меннониты теперь практически неотличимы от баптистов в вопросе вооруженной защиты.
На ежегодной конференции лидеров в Днепре, недалеко от Запорожья, меннониты обсуждали приверженность основному принципу меннонитизма «Впервые это был не академический вопрос», — сказал Мэттис. «Враг был у ворот».
На аналогичной конференции в Киеве баптисты были готовы бороться. Три дюжины пасторов собрались в столице, чтобы обсудить события, и старший лидер встал и сказал: «Мы пацифисты», давая понять, что Украина не сможет противостоять такой злой сверхдержаве.
«Там, где старшее поколение все еще было травмировано, молодые лидеры хотели активно противостоять этой агрессии», — сказал Черенков, выступавший от имени вооруженного сопротивления. «За несколько месяцев настроения полностью изменились».
Олег Магдич, 44-летний внеконфессиональный пастор, возглавляет утреннюю молитву за отряд территориальной обороны, состоящий из 80 гражданских лиц, из которых только 10 участвовали в активных боевых действиях...
«Большинство людей в наших церквях не возьмут в руки оружие, но мы не будем осуждать солдата», — сказал Максим Олиферовский, пастор меннонитов и директор центра «Новая надежда» в Запорожье. «Я читал о пацифизме, но, вероятно, это не мое убеждение».
С первого дня войны, как и баптисты и многие другие, Олиферовский активно занимался размещением перемещенных лиц, оказанием помощи и содействием эвакуации. Но вблизи линии фронта конфликта на Донбассе его центр также имеет опыт работы в области психического здоровья и убеждений меннонитов.
«Скоро мы станем обществом, полным разгневанных, травмированных людей», — сказал он. «Как соль и свет в обществе, мы должны помочь им простить своих врагов».
Это непростая задача; но, если возможно, евангелисты будут в хорошем положении. Церкви по всей стране заслужили одобрение за то, что они остались и помогают уязвимым, в том числе солдатам. А Сергей Рахуба заявил, что у протестантов в украинской армии, вероятно, больше капелланов, чем у всех православных вместе взятых.
В некотором смысле это [ имеется в виду непротивление злу насилием] пережиток анабаптистского наследия....
В начале войны митрополит Епифаний дал православную лицензию.
«Защищать и убивать врага – не грех», – заявил Глава Православной Церкви в Украине. «Тот, кто пришёл к нам в дом с мечом, от этого меча и погибнет».
У протестантов нет центральной власти, которая могла бы издать подобное заявление, но евангелические источники не оспаривают эту позицию.
Однако, пишет автор, международные меннониты, выражая свое возмущение войной, остались при своих анабаптистских убеждениях, и цитирует обращения к противоборствующим сторонам
«Когда Петр вытащил меч, — написал президент Всемирной конференции меннонитов в открытом письме Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, — Иисус велел ему убрать его». Но он также обратился и к «обеим сторонам» этого братоубийственного противостояния. «Будем ли мы подчиняться Царству Божьему, — спросил он, — вместо того, чтобы склоняться перед богами нации, империи и войны?»
Однако же, представители Меннонитского Совета Церквей США и Канады заявили следующее:
«Все мы соучастники систем насилия и угнетения. Существуют ненасильственные подходы для предотвращения войны и для достижения мира во время войны».
Мэттис соглашается, но подчеркивает, что, хотя последователи Иисуса не должны использовать оружие, это не относится к правительствам. Церковь должна проповедовать ненасилие перед войной и всегда примирение. Однако, как только оно началось, было бы наивно призывать к разоружению перед лицом геноцида, сказал он. Вооруженный конфликт представляет собой провал всемирной церкви и призывает всех верующих к покаянию за свою долю в неспособности предотвратить его.
.
«Нынешняя украинская церковь братьев-меннонитов, возможно, еще не является распорядителем нашего исторического наследия», — сказал Мэттис. «Но поскольку они мужественно служат и противостоят злу, мы учимся вместе с ними».
Не менее гордым является Эндрю Геддерт, представитель Меннонитского Совета Церквей в Украине .
«Они могут быть менее теологически зрелыми в некоторых отношениях, но более зрелыми в других, потому что они принимают решения на основе жизненного опыта. Это сильно отличается от того, что предполагается делать в академических кругах».
|
</> |