Восстание и пропаганда
vikond65 — 25.01.2018Заметка о польском восстании 1863-64 годов будет неполной без упоминания о том, что поляки, потерпев поражение в боях с русской армией, лихо отыгрались на пропагандистском поле. Во время мятежа едва ли не вся западноевропейская пресса наперебой писала, что дикая восточная деспотия топит в крови благородный и поэтичный европейский народ.
В то время, когда польские повстанцы пытали, вешали и забивали до смерти православных священников, монахов, гражданских чиновников и учителей русского языка, английские и французские газеты и журналы переполняли сообщения о вымышленных российских зверствах, сопровождаемые очень эмоциональными рисунками и карикатурами. От них не отставала и выходившая в Лондоне эмигрантская газета "Колокол", открыто выступавшая за поражение русской армии и призывавшая "западные демократии" немедленно начать войну против России на стороне поляков.
К сожалению, никакой ответной реакции на эту вакханалию не последовало. Петербург даже не пытался вести контрпропаганду, оповещать международное сообщество об убийствах мирных жителей и иных преступлениях, совершаемых повстанцами, да и вообще - хоть как-то демонстрировать западной аудитории свою логику и точку зрения на происходящее. Если на предыдущее польское восстание хотя бы Пушкин откликнулся своим знаменитым стихотворением "Клеветникам России", то в 1863 году не было даже этого.
В результате Российская Империя в очередной раз предстала перед Западом как безобразное хищное чудовище и извечный враг цивилизованного человечества.
Типичная лживая картина середины XIX века с изображением зверств русских оккупантов в Польше. Дикие казаки врываются в костел во время богослужения, топчут лошадиными копытами и избивают нагайками ксендзов и прихожан. Ну разве можно после такого не поднять восстание?
На заставке - еще одна аналогичная картина польского художника Войцеха Коссака "Черкесы в Краковском предместье". Чтобы не возникало путаницы, поясню, что Краковским предместьем в 1863 году назывался один из районов Варшавы.
Слева - мемориальная часовня в память о православных жертвах польских повстанцев, построенная в Вильно в 1864 году. В 1919 году она была взорвана поляками, захватившими город, а в 1928 на ее месте сооружен фонтан.
Справа - торжественное перезахоронение в Гродно в 1921 году останков участников восстания, убитых в бою с российскими войсками.
Аллегорическая картина известного польского художника Яна Матейко, изображающая Польшу в виде прекрасной и гордой женщины, которую русские собираются заковать в кандалы.
Французские газетные карикатуры времен польского восстания. Смысл понятен без объяснений.
Карикатура на генерал-губернатора Польши М.Н. Муравьева, прозванного поляками "вешателем". Для справки надо сказать, что при подавлении польского восстания по приговорам военных трибуналов было казнено 128 его руководителей и активных участников. При этом сами повстанцы повесили, запытали до смерти или закопали живьем около двух тысяч человек.
Самым известны польским художником-пропагандистом XIX века был Артур Гротгер. Он нарисовал целую серию гравюр, прославлявших польских повстанцев и изображавших русских в виде варваров и убийц. Ниже приведено несколько характерных рисунков из этого цикла, очень популярного как в Польше, так и в Западной Европе.
Скорбящий монах в оскверненном русскими костеле.
"Куют косы" - самая известная картина из "повстанческого" цикла Гротгера. Ее репродукция была помещена даже в белорусском учебнике истории, по которому я учился в школе.
Поляки мужественно защищают свое поместье.
"Возвращение". Русские изверги ограбили дом и зверски убили всю семью, включая грудного младенца.
Эту картину я бы назвал "Юзик ни в чем не виноват!" Кстати, обратите внимание, что настенное распятие висит в обрамлении пистолетов. Это символичный момент, наглядно характеризующий психологию польской шляхты.
Современные польские художники, работающие в жанрах аниме и фэнтэзи, тоже рисуют картинки на тему "январского" восстания. Судя по гербам на седлах, слева изображен украинец, в центре - поляк, справа - литвинка (или литовка?), а сзади, во французском кепи, очевидно, западноевропейский волонтер.
Ну а тут и без комментариев ясно, кого символизирует жирный орк, а кого - отважный гном.
|
</> |