Искра победы, продолжение
vikond65 — 18.01.2018
С 19 января противник ненадолго возобновил ночные бомбардировки
Ленинграда. Их основной целью было отвлечение внимания от линии
фронта и попытка заставить советское командование оттянуть
истребительные части для прикрытия города. По данным штаба
Ленинградской армии ПВО в течение месяца противник произвел 23
налета на город, в которых приняли участие всего 33 самолета. Они
сбросили 91 фугасную и 1652 зажигательные бомбы. 32 ленинградца
погибли и 212 получили ранения.
Во время одного из налетов был сбит "Хейнкель-111" из эскадры
10/KG 100 под управлением лейтенанта Крюгера. Пилот попал в плен и
поведал нашей разведке много интересного. В частности, он
рассказал, что перед началом налетов перед личным составом группы
выступил командующий 1-м воздушным флотом генерал-полковник Келлер,
который заявил: "Петербург представляет собой важный объект, в
котором сосредоточена мощная военная промышленность и большое
количество войск, а все гражданское население из города
эвакуировано, поэтому город подлежит интенсивной бомбардировке.
Верховное командование германской армии возложило на вас задание с
20 января систематическими налетами в ночное время уничтожить
промышленные объекты и изматывать гарнизон города".
Однако из последующих показаний Крюгера стало ясно, что
германское командование и само не верило, что таким способом оно
сможет подорвать экономический потенциал Ленинграда. Летчик
сообщил, что им не указывали конкретных целей для бомбометания, а
давали лишь район города. При этом каждый пилот имел карту города с
нанесенными на ней целями: аэродромами, заводами (указывалось
количество рабочих и характер производства), вокзалами и т.д. Стоит
отметить, что участие в ночных бомбардировках Ленинграда не
считалось среди летчиков особой заслугой, но за 20 миссий
полагалось награждение железным крестом.
Какова же была роль авиации в прорыве блокады? Ответ на этот
вопрос вытекает из анализа отчетов воздушных армий за январь 1943
года. В течение месяца авиационные части и соединения 13 и 14-й ВА
вели боевую работу по обеспечению операции "Искра". Несмотря на
сложные метеоусловия, экипажи 13 ВА произвели 2426 самолетовылетов,
из них 1636 днем и 790 - ночью.
702 вылета совершили летчики 7-го истребительного авиакорпуса.
До 60% боевых вылетов 13-й ВА было выполнено с целью
непосредственной поддержки войск на поле боя. В январе летчики
армии и корпуса отчиталичь о 74 воздушных победах. Еще 45 самолетов
уничтожила наша зенитная артиллерия.
Еще больший успех, согласно отчету, имела 14-я ВА. Она
произвела 4565 воевых вылетов (в том числе 1986 - ночью), из них
2599 - на непосредственную поддержку и прикрытие ударной
группировки войск. На противника было сброшено более 1700 тонн бомб
и выпущено около 11000 реактивных снарядов. В воздушных боях сбито
90 самолетов.
Летчики ВВС КБФ добавили в общую копилку еще около 1900 боевых
вылетов (в том числе ударные самолеты - более 700), в результате
которых уничтожили большое количество живой силы и техники, а в
воздушных боях сбили 44 вражеских самолета.
Вместе с тем, ряд цифр указывал на то, что ударная мощь нашей
авиации была не такой уж значительной, как могло показаться. Так, в
13 ВА на штурмовики приходилось только 272 из 1636 дневных вылетов
(16,5%). Потери при этом составили 11 Ил-2 или 4% от числа
вылетавших. В 14 ВА штурмовики играли более важную роль, совершив
747 из 2577 дневных вылетов (29%), но их потери составили
внушительную цифру. Погибло 56 "илов" (7,5%) из которых 11 были
сбиты в воздушных боях, 19 - зенитной артиллерией и 26 пропали без
вести. Почти столько же самолетов временно вышло из строя из-за
боевых повреждений.
Еще более ощутимыми выглядят эти потери, если вспомнить, что к
началу операции армия имела всего 174 штурмовика. Очевидно, что
нашему командованию не удалось обеспечить надежное прикрытие
ударных машин и разработать эффективные методы, которые позволяли
бы снизить потери от зенитного огня. Такие потери не могли не
сказаться на ударном потенциале наших ВВС.
Если штурмовая авиация не играла главной роли в нанесении
ударов по противнику, то кто же это делал? Ответ прозвучит слегка
неожиданно - ночные бомбардировщики. В соответствии с отчетом той
же 14-й ВА, для удара по вражеским войскам на поле боя армия
произвела 653 дневных и 1906 ночных вылетов. Все ночные вылеты
приходились на бипланы У-2 и P-Z.
Если разделить общее число ударных вылетов самолетов 14-й ВА
(2772) на общий вес сброшенных бомб (496,3 т), то получается, что
за один вылет наш ударный самолет сбрасывал врага в среднем всего
179 кг бомб. Показатель довольно низкий, но вполне объяснимый, если
учесть что основными бомбовозами были "кукурузники" с их очень
скромной бомбовой нагрузкой.
Соответственно, относительно небольшим был и калибр
применяемых боеприпасов. В 14 ВА наиболее часто применялись
ФАБ-100. Их за операцию израсходовали 3189 штук. Крупнокалиберных
бомб сбросили на порядок меньше: 260 ФАБ-250 и 15 ФАБ-500.
Остальной вес сброшенной бомбовой нагрузки составляли 799 ФАБ-70 и
979 ФАБ-50.
Общие потери советских ВВС в операции "Искра" составляли 181
самолет (27 - 13-я ВА, 120 - 14-я ВА и 34 ВВС КБФ), 22 из которых -
небоевые. Разбивка боевых потерь по типам самолетов (без ВВС КБФ)
выглядит так: 3 Пе-2, 67 Ил-2, 4 Як-1, 19 Як-7, 27 Ла-5, 2 Р-40, 2
И-16, 2 У-2 и 1 И-153. Из общего числа потерь в боевых вылетах
примерно 70 самолетов были сбиты в воздушных боях, а остальные
приходились на зенитный огонь и не те случаи, когда причину гибели
машины установить не удалось.
Реальные потери Люфтваффе оказались во много раз меньше
заявленных советским командованием цифр. За весь январь на всем
боевом участке 1-го воздушного флота истребительная эскадра JG54
потеряла в боевой обстановке 8 Bf-109 и 3 Fw-190, бомбардировочная
KG53 - 11 He-111, а ударная StG1 - 4 Ju-87. Небоевые потери - 7
машин. Таким образом, общая цифра - 33 боевых самолета, почти в
шесть раз меньше, чем потери советской авиации.
Но при этом надо учитывать, что Люфтваффе совершили гораздо
меньше боевых вылетов, а потому процентное отношение количества
потерь к числу вылетов у них оказалось не меньшим, чем у советской
стороны. Главное же заключалось в том, что немецким летчикам не
удалось решить свою основную задачу - обеспечить прикрытие и
поддержку наземных частей, из-за чего те не удержали ответственный
рубеж обороны. Под мощными ударами советских войск, поддержанных
авиацией и артиллерией, им пришлось оставить свои позиции и
отступать без приказа. Такого под Ленинградом раньше не
бывало.
На заставке - истребитель Р-40 "Томагавк" с ракетными подвесками из
состава 13-й Возлушной армии.
Самолеты советских и германских ВВС, участвовавшие в боях под
Ленинградом в январе 1943 года. Рисунки Михаила Быкова.
Сверху вниз: штурмовик Ил-2, истребитель Р-40, пикирующий
бомбардировщик Пе-2, пикирующий бомбардировщик Ju-87D, истребитель
BF-109G и бомбардировщик Ju-88.