Как один царь в Европу ходил
vikond65 — 23.01.2018Ровно 460 лет назад, 23 января 1558 года (в пересчете на новый стиль) армия Ивана Грозного выступила в поход на Ливонскую Конфедерацию - государственное образование, существовавшее на территориях нынешних Латвии и Эстонии. Началась первая попытка "прорубания окна в Европу". Однако это так и не прорубленное окно едва не обернулось для России могильной ямой. Война, затянувшаяся на 25 лет и закончившаяся поражением, стала для русских земель крупнейшей социально-экономической, демографической и геополитической катастрофой со времен татаро-монгольского нашествия.
И дело тут не столько в военном поражении, сколько в колоссальном истощении, опустошении и обезлюживании, вызванными этой войной и возникшей на ее фоне опричниной. Людские и экономические потери в полном объеме никто не считал, но имеющиеся фрагментарные данные позволяют оценить масштабы катаклизма. Так, в Московском уезде, согласно Писцовым книгам, площадь обрабатываемых земель к 1578 году сократилась на 93% с довоенного уровня, в Новгородском - на 80%. В Можайском уезде количество обитаемых сел и деревень уменьшилось на 86%. В Переяславль-Залесском - на 70%, В Можайске опустело 89% домов, в Коломне - 92%. Население Москвы к 1580 году сократилось более чем втрое.
По рассказам современников, к концу правления Ивана Четвертого в центральных и западных областях Русского царства можно было проехать многие десятки верст, не встречая ни одной живой души, только сожженные и заброшенные деревни, невозделанные поля и незахороненные человеческие останки. Разорение коснулось и тех районов, которые находились далеко от войны. К примеру, в купеческом городке Устюжна в 1567 году насчитывалось 80 торговых лавок, из них 40 - "лучших", то есть - богатых, а к очередной городской переписи 1597 года осталось всего 10, из них ни одной "лучшей".
В целом же население России во второй половине XVI века уменьшилось, по разным оценкам, на 25-30%, несмотря на высокую рождаемость и присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Вместо вхождения в Европу страна стала гораздо более азиатской и оказалась отброшенной в своем развитии, как минимум, на полстолетия.
На заставке - русское войско отправляется покорять Ливонию.
Русские пушкари и стрельцы времен Ливонской войны.
Вскоре после начала войны против России выступили Литви и Польша, которые в 1569 году объединились в единое государство - Речь Посполитую. Таким образом, еще одним косвенным результатом ливонской авантюры Ивана Грозного стало появления на западных границах России мощного геополитического противника, едва не покорившего ее во времена смуты. На рисунках: воины Великого Княжества Литовского и польский шляхтич периода Ливонской войны.
А чуть позже в войну с Россией вступила еще и Швеция, в итоге отобравшая у нее Карелию и земли по южному берегу Финского залива. На рисунке - шведское войско XVI века в походе.
Схватка русской поместной конницы с ливонскими кнехтами-пикинерами.
Начало войны было для России вполне успешным. На этой картине Павла Соколова-Скаля Иван Грозный принимает капитуляцию Полоцка, который сдался русским войскам после месячной осады в 1563 году. Однако потом Полоцк пришлось вернуть Литве.
Русские штурмуют ливонскую крепость. В первые годы войны им удалось взять штурмом или измором более 20 замков и укрепленных городов, но ни один из них они не смогли удержать.
Русские пушкари под Венденом. Попытка взять эту крепость закончилась неудачей. Известие о приближании крупного вражеского войска заставило воевод Голицына и Щелкалова поспешно увести свои войска, бросив на произвол судьбы осадную артиллерию. Артиллеристы же не оставили свои пушки и до последней возможости стреляли по неприятелю, пока их всех не перебили. Однако этот жертвенный подвиг уже не имел никакого значения.
Потом противник перешел в контрнаступление и вторгся на российскую территорию. На этой картине Карла Брюллова очень красиво и пафосно изображена оборона Пскова от польско-литовских войск под командованием короля Стефана Батория.
А это финал псковской обороны на картине польского художника Яна Матейко. Русские послы униженно преподносят Баторию хлеб-соль и ключи от города. В черной сутане - посредник при переговорах, папский легат Антонио Поссевино. На самом деле, мизансцена - фальшивая, Псков поляки так и не взяли. Это позволило русской делегации на мирных переговорах выторговать относительно благоприятные условия с небольшими территориальными потерями. В результате войны Речь Посполитая получила от России города Велиж и Себеж с окрестными землями.
Еще одним "долгоиграющим" результатом Ливонской войны стала первая волна антироссийской истерии, прокатившаяся во второй половине XVI века по Западной Европе. На этих картинках, распространявшихся в Германии, изображены зверства русских в Ливонии. Примерно такие же пропагандистские приемы многократно использовались в дальнейшем.
|
</> |