ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ В ПУТИ (1957)
cambria_1919 — 09.06.2025

В советском кино такое название должно бы обозначать историю о тревожной молодости, тернистых дорогах, сложном моральном выборе и трудном счастье.
А вот и нет.
Это кино о борьбе хорошего с очень хорошим.
И ещё оно про такие простые и вечнозелёные вещи, как волнения абитуры, нехватка баллов по конкурсу и любовь на первом курсе.
То есть всё очень непритязательно, без затей.
Зато про всем понятное.

На перроне маленькой провинциальной станции мать (Елена Тяпкина), вся в тревоге, провожает юную дочку на учёбу в Ленинград:

Девочка с косичками Тася (Роза Макагонова) мечтает стать педагогом:

Авторитарная и тревожная мать сама не своя, воображая опасности и соблазны, которые ждут её наивную дочку в большом городе.
А тут она ещё с ужасом видит, как в пыльном окне вагона рядом с её Тасей какой-то тип корчит рожи:

Материнское сердце-вещун верно подсказало: этот кривляка - судьба.
Вот и вся встреча в пути – всего-навсего в плацкартном вагоне.
Попутчик Таси Макар (Виктор Авдюшко) – тот, что кривлялся - тут же начинает подтрунивать над ней и над её волнением.
Это глупо и бестактно, но так уж тогда было принято:

Потому Тася и не обижается.
Зато с изумлением наблюдает, как ловко Макар обращается с любым малышом и умеет его занять – значит, он прирождённый педагог:

Каково же было удивление Таси, когда она вновь встретилась с Макаром на экзаменах в педагогический институт.
И тут он под общий хохот поступающих продолжил те же шуточки.
Над маленьким ростом Таси, над её косичками и полудетским видом.
Буллинг образца 1957 года:

Нет, не все в ленинградском вузе оказались такими насмешниками – за Тасю вступается бойкая и сердечная Лёля (Нина Дорошина):

Колоритные дедки-профессора из приёмной комиссии тоже оценили знания и энтузиазм Таси:

И вот она уже студентка, а красавец насмешник Макар недобрал баллов, и ему остаётся только удалиться в неизвестном направлении:

Казалось бы, тут истории о встрече в пути и конец.
Да вот беда: Тася, несмотря ни на что, но уши влюбилась в Макара.
И места теперь себе не находит:

Но Ленинград город маленький.
И вот новая встреча: оказывается, Макар работает сварщиком.
Он прокладывает трубы канализации прямо посреди Невского проспекта:

Теперь-то Тася его не упустит: надо во что бы то ни стало уговорить его подготовиться и таки поступить в педагогический.
Тем более что у Макара есть удивительное свойство: едва завидев его, пусть и издали, все дети, даже незнакомые, так и тянутся к нему.
Прямо летят, как пчёлы на мёд:

Просто проходу не дают:

Как же такое чудо оставить без педагогического института?
Пусть Макар туповат и мало знает – Тася берётся за год подготовить его к экзаменам.
Такова уж сила любви:

Эта же сила заставляет Тасю расстаться с обликом школьницы-замухрышки.
Были у неё такие вот детские башмачки:

Теперь на Тасе модные туфли с самыми высокими в Ленинграде каблуками-стаканчиками:

Больше дюймовочке Тасе не нужно подниматься то и дело на цыпочки, чтобы казаться хоть чуть-чуть повыше.
Наивные смешные косички тоже ленинградской студентке ни к чему.
Никто в институте таких не носит:

Значит, косы долой:

Теперь Тася кудрявый ангелочек:

Но получится ли у неё завоевать любовь Макара?
И не дать ему зарыть в землю педагогический талант?
Эта простодушная история из тех времён, когда профессия педагога ещё была уважаемой и желанной.

История наивная и почти идиллическая.
Никакого спойлера не будет, если сказать, что финал благополучный – какой же ещё может быть у фильма такого рода:

Хотя снимали это кино люди вряд ли чересчур наивные.
Например, сценарист фильма Л. Пантелеев (1908-1987):

Именно Л., а не Леонид.
А настоящее имя писателя Алексей Еремеев.
Судьба его удивительная, хотя для тех времён не такая уж редкая.
Мальчик из образованной семьи в годы Гражданской войны стал беспризорником, воровал, сбегал из всех детприёмников.
Таких ребят было тогда много:

Лёша Еремеев так и остался бы уркой, если бы не попал в школу-коммуну для трудновоспитуемых им. Достоевского – то есть в ШКИД.
В ту самую ШКИДу, что в кино:

Там, кстати, лихой юный вор и обзавёлся кличкой Лёнька Пантелеев в честь знаменитого тогдашнего налётчика.
Она же, кличка эта, потом стала его псевдонимом.
Там же "Лёнька" сдружился с однокашником Григорием Белых, и они о своей школе написали книжку "Республика ШКИД" (по ней позже сняли кино):

Книжка вышла в 1927 году – а авторам её было всего-то по 20 лет (Пантелеев тот, что с чубом):

Книжка друзей получила невиданную популярность.
А Пантелеев стал писателем и писал в основном о детях, подростках – и о педагогах.
Что педагог может решить судьбу человека, он знал по себе.
Потому его нехитрая история девчонки, которая помогла дубоватому рабочему парню пробиться к мечте, не так-то примитивна.

Режиссёр фильма Татьяна Лукашевич известна своим прелестным "Подкидышем".
Это настоящая классика:

В этом фильме тоже полно всяких детей.
Мало того, что к Макару со всех сторон лезут незнакомые дети - ему волей-неволей приходится заниматься воспитанием соседей по коммуналке – малышки Наташи:

И трудного подростка Вовки:

Мать этих детей – затурканная и зашуганная заботами мать-одиночка Анна Ивановна (Вера Васильева):

Ещё одна архетипичная мать из этого фильма – Марья Ивановна Кудрявцева.
То есть мама Тоси:

Елена Тяпкина переиграла в кино множество ролей - и комических матерей тоже.
Вечно взволнованных, заботливых, настырных клуш.
Актриса Мейерхольда – то есть склонная к броским краскам – она уже в 34 года смешила народ в роли пожилой нэпманши, мамаши взрослой дочки в "Весёлых ребятах" (1934):

Ещё одна самозабвенная мать-клуша в исполнении Тяпкиной появилась в "Запасном игроке" (1954):

И в нашем фильме старорежимная мать Таси прибывает в Ленинград вразумить дочку и надрать уши парню, сбивающему девчонку с правильного пути.
Она берёт боем персонал общежития:

Но попадает в круговорот событий и еле-еле поспевает за стремительным наступлением развязки:

Разбавляет мелодраматизм Тасиной истории то, что параллельно развивается другой роман – её шустрой подруги Лёли и восторженного подкаблучника Кости (Алексей Кожевников):

Нина Дорошина тогда часто играла таких вот обладательниц пышных кос.
Это задушевные и позитивные подруги главных героинь:

Раз в этом фильме хорошее отчаянно борется с очень хорошим, все герои тут очень симпатичные и положительные.

Но всегда находится капля дёгтя или чего-то подобного в каждой подозрительно идеальной бочке мёда.
Или в каждой банке самого сладкого компота.
Думаю, тут именно ради воспитательного эффекта показано, как в дружную и добросердечную толпу ленинградских студентов затесался чуждый элемент.
Это Соня Марлевская (Лариса Соболевская) – буквально скопище всех пороков:

Соня надменна и одета недостаточно скромно:

Она лезет в гардероб без очереди:

Она нагло клеится к самым видным парням.
Например, к мастеру спорта по альпинизму (Пётр Щербаков):

Она заводила в буллинге провинциальной скромницы Таси:

Она презирает профессию педагога и рассждает о нет с такой вот миной:

Она ничего не учит к экзаменам:

А провалив сессию, пускает в ход связи дяди в научных кругах и суёт профессорам записочки от видных лиц:

Чем вызывает гнев благородной профессуры, которая призывает вымести Марлевскую из института поганой метлой.
В роли выметаемой метлой Марлевской можно видеть очень интересную персону.
Это Лариса Кронберг – не только актриса, но и знаменитая "медовая ловушка" КГБ.
Советская Мата Хари.
Или советская Миледи?

Обольстительная актриса – между прочим, ученица Сергея Герасимова – была ценнейшим высокопрофессиональным агентом КГБ, вербуя видных людей.
Самый крупный её трофей – посол Франции в СССР, друг президента де Голля Морис Дежан.
Это вот он с красавицей женой:

Большой ценитель женской красоты, посол был просто сражён очарованием молодой актрисы.
К тому времени, кстати, Лариса Кронберг в составе актёрского ансамбля фильма "Большая семья"(1954) уже умудрилась стать призёром Каннского фестиваля.
Хотя то был всего лишь её дебют:

Вербовка посла Франции известна как операция "Галант".
Дежан стал продвигать интересы СССР и влиять на позицию Франции по многим вопросам (в 1966 году Франция вышла из НАТО).
Стать классной разведчицей Ларисе помог её авантюрный характер, знание иностранных языков, острый ум и актёрский талант.
Ну, и красота, разумеется:

Оперативными псевдонимами Кронберг были Синеглазка и Соболевская.
Именно под фамилией Соболевская эта беззаконная и опасная комета мелькнула во вполне травоядном и дидактичном фильме о будущих педагогах.
Где финал счастливый, и все получили то, что заслужили.
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Лук забрали, стрелы поломали, пёрышки повыщипали
И Ленин такой молодой...
Зимние думки
Дырку им от бублика!
12 роскошных новогодних образов от российских брендов. Зима 2026
Дополнение в пост о появлении Руси и русского народа в науке и историческом
Армения. Ереван в ноябре.
Нулевая бабка

