ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЬВАР САНСЕТ (1950)

топ 100 блогов cambria_191902.06.2025 деп.jpg



Кино стало главной страстью и наваждением ХХ века.


Даже Ленин – хотя сам предпочитал вместо киношки пойти прогуляться –утверждал (по слухам), что "из всех искусств для нас важнейшим является кино".

Именно кино впервые сознательно породило целый олимп идолов толпы.
А ещё то явление, которое мы называем фанатством.


Породило кино и свои мифы, и свои трагедии.

"Бульвар Сансет" - первый ностальгический фильм о кино:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЬВАР САНСЕТ (1950) Sunset_Boulevard_(1950_poster).jpg



Нет, кино о кино снимали и раньше – но скорее о том, "как мы это делаем":


кино о кино.jpg



Что у кино есть прошлое, что многое уже осталось позади и никогда не повторится – такое вдруг стало понятно именно в 1950-е.

Первые титаны кино были его, кино, ровесниками.
А 50 лет – как раз возраст воспоминаний.
Или сожалений?


И вот золотой век Голливуда начал вспоминать свой век серебряный – немое кино:


постер.jpg




Просто удивительно, насколько по-разному разные люди воспринимают "Сансет бульвар".

Для кого-то это нуар, для кого-то ядовитая комедия, для кого-то горькая мелодрама о поздней любви, для кого-то тягучее моралите о грехе альфонсизма.
Для кого-то просто невыносимо старомодное кино.


Как ни странно, всё это тут есть:


постер3.jpg




А начинается и вовсе как детектив.

В бассейне роскошной старой виллы на голливудской улице кинозвёзд – Бульваре заходящего солнца (Сансет) - обнаружен труп молодого мужчины:


начало.jpg



И этот труп вдруг обретает голос и рассказывает свою историю.

О том, как симпатичный парень из Огайо Джо Гиллис (Уильям Холден) безуспешно пытался сделать в Голливуде карьеру сценариста.
Вот он сидит, сочиняет:



герой.jpg



Его писания так слабы, что даже Бетти (Нэнси Олсон), юная ассистентка его агента, находит их никуда не годными:


агент.jpg



Джо сидит без гроша, а кредиторы собираются отобрать у него машину, без которой для американца появиться на люди, тем более в Голливуде, позорнее, чем без штанов:


кредиторы.jpg



Спасая от коллекторов самое дорогое – машину – Гиллис  в пылу погони сворачивает в глухой тупичок на бульваре Сансет:


погоня.jpg



Так он попадает в укромное место, где не видно ни души, отчего эта запущенная вилла похожа на обиталище спящей красавицы:


вилла.jpg



Нет, кажется, кто-то тут всё же есть:


кто там.jpg



И вот уже странный дворецкий открывает незнакомцу двери и приглашает войти:


дворецкий.jpg



Внутри загадочного дворца стоит та же зачарованная тишина:


дворец.jpg



Вот и хозяйка дворца.
Это вовсе не спящая, а вполне энергичная красавица возраста, который деликатно называют элегантным:


хозяйка.jpg



Оказывается, гостя приняли за сотрудника похоронного бюро, который должен организовать погребение усопшей любимой обезьянки хозяйки.

Недоразумение разрешилось, гость прощается:


лестница.jpg



Но то, что он оказался сценаристом, решает дело.
Хозяйка предлагает ему работу:


договор.jpg



Дело в том, что она – некогда знаменитая и несметно богатая суперзвезда немого кино Норма Десмонд (Глория Свенсон).

Уже 20 лет, как она не снимается и не бывает в свете, отринув все киноновшества:


звезда.jpg



Но она по-прежнему считает себя величайшей из живущих кинозвёзд и мечтает взять реванш, снова засияв на экране.

Для этого нужен только подходящий сценарий, который она и пишет уже много лет.
Конечно, это будет "Саломея"!
Причём "Саломея" Оскара Уайлда, который буквально бредили в начале ХХ века.

Был и эталонный немой фильм по этой вещи с нашей голливудской примой Аллой Назимовой:



саломея.jpg



Рассчитывать на успех в роли юной Саломеи, когда тебе сильно за 50,  может только безумица, и Джо это понимает:


удивление.jpg



Но у Джо ситуация сейчас аховая, и он соглашается писать этот сомнительный сценарий.
Начинается его работа с капризной, эгоцентричной, вздорной, но щедрой заказчицей:



работа.jpg



И начинается его жизнь в странной золотой клетке, пусть и с открытой дверцей:


эго.jpg



Таково начало этой истории.
В которой неотразимое очарование, магию и пагубу кино режиссёр Билли Уайлдер  передал так проникновенно:


уайлдер.jpg



Настолько проникновенно, что Луис Б. Майер – глава  студии Метро-Голдвин-Майер (MGM) - после премьеры тоже проникся:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЬВАР САНСЕТ (1950) Louis_B_Mayer_1934_crop.jpg



И закричал Уайлдеру:
- Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит.
Тебя надо вымазать дёгтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!


Что же его так взбесило?

Ведь все герои фильма кино обожают, считают его смыслом своей жизни и просто дышать без него не могут.

Правда, главный герой, Джо Гиллис, вполне банален в своих устремлениях.

Он, как и все, мечтает о славе.
Но за бессмысленный сценарий для Нормы Десмонд он берётся охотно и охотно погружается в комфортную жизнь при ней:



альфонс.jpg



Шикарно одевается за её счёт:


одела.jpg



И в конце концов и из корысти, и из жалости принимает её любовь:


пара.jpg



Хотя ночами он убегает, чтобы повеселиться на модной молодёжной вечеринке (тогда это выглядело так):


вечеринка.jpg



Его тянет к юной Бетти, которая наконец-то находит в нём искру таланта, предлагает писать вдвоём - и при этом чиста, "как свежевыстиранный платок":


нравится.jpg



Чарующий, искусственный и обольстительно сладкий мир Голливуда, где у домов одна стена, а небо намалёвано на холсте – единственное, что влечёт и этих двоих:


декорации.jpg



Кино для них единственное, что чего-то стоит.
Что же тут не так?


Возможно, Майера ужаснула суперзвезда Норма Дезмонд.
Продукт (созданной и им тоже) пресловутой системы звёзд.


Она уж точно порождение Голливуда и его священный монстр:


зеркало.jpg



Жестокий и несчастный монстр.

Кино и громкая слава навсегда отравили её и буквально вошли в состав крови.
Реальность для неё обман, а истина в том, чего нет:



проектор.jpg



Она давно стала памятником самой себе и надменно царит в своём избыточно роскошном дворце.
Дворец этот полон  алтарей её славе, которые уставлены её фотографиями времён триумфов:


иконостас.jpg




Она бесконечно смотрит фильмы, которые её прославили:


келли.jpg



И только эти фильмы смотрит.
Никакие иные.


Рядом верный слуга Макс (в этой роли знаменитый режиссёр немого кино Эрих фон Штрогейм) –  это тоже странный человек из того же киномира:


стоик.jpg



Появление в доме молодого сценариста и любовь к нему оживили несбыточные надежды Нормы вернуться в кино.

Но чтобы вернуться, надо быть молодой и прекрасной.
Зрелость в Голливуде не в цене.
Её не нужно.


А чтобы казаться молодой, надо страдать.
Норма проходит через все ухищрения омолаживающих процедур тех лет:



процедура.jpg



И так:


электро.jpg



И так:


маска.jpg



И так:


массаж.jpg



И так:


спа.jpg



И так:


красота.jpg



Кажется, всё готово?



макияж.jpg



И ничего, что финал ужасен.
Но танец Саломеи таки будет:



танец.jpg



В слепящем свете софитов Норма вдруг снова - только на на миг - покажется столь же прекрасной, какой была когда-то:


блеск.jpg



Дальше тишина.
И мрак безумия:



финал.jpg



Такая вот странная ода фабрике грёз, которая некоторых создателей этих грёз покоробила и возмутила.

Хотя это кино признание если не в любви Голливуду, то признание в изумлении и почтении, пусть саркастическом.
Может ли не внушать священного ужаса чёрно-белая иллюзия, которая стоит жизней?

Однако Голливуд, особенно той эпохи, не делал кино "не для всех".
И это кино тоже пленило не только критиков и киношников (8 номинаций на Оскар, получено 3).
Зрителям тоже понравилось.


А ведь многие тогдашние зрители даже застали то кино, где царила Норма Десмонд.

Прообразом Нормы считают Мэй Мюррей -  диву "великого немого", которая отказывалась принимать новые времена, звук в кино и свой возраст:


мэй мюррей.jpg



Для роли Нормы Уайлдеру обязательно нужна была настоящая звезда немого кино.
Но семь знаменитых актрис этой роли испугались или сочли слишком её уж мрачной и унижающей их звёздный статус.

И только Глория Свенсон, в которой апломб и капризы легко сочетались с энергией и практицизмом, согласилась – и сыграла:


загл.jpg



Это был идеальный выбор.
Главное, Свенсон была самой настоящей громкой звездой немого кино:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЬВАР САНСЕТ (1950) Gloria_Swanson_-_A_Pictorial_History_of_the_Silent_Screen.jpg



Как и её героиня, Глория Свенсон пережила закат карьеры, но не замкнулась в сожалениях  и воспоминаниях, как Норма.
Она стала работать на радио (то есть не звук в кино её выжил с экрана), а потом на ТВ.


К тому же увлеклась вегетарианством и йогой, что пропагандировала по всему миру – и даже с этим в СССР приехала в 1968 году:


йога.jpg



Потому трагичный и гротескный образ Нормы, живущей в призрачном и жестоком мире иллюзий, не автопортрет, а "перл создания".

И странным образом Свенсон в этой роли ухватками и ужимками (как и стремлением героини к вечной молодости) напомнила нашу Любовь Орлову:


орл.jpg



Орлову, которую почему-то сравнивают обычно с Дитрих, категорически иной.

А вот иллюзорный мир Голливуда тут самый настоящий – именно его хотел показать Уайлдер.
Реальность его густая и натуральная.


Вот студия Парамаунт, куда нагрянула Глория, вообразившая, что её ждут новые проекты:


парамаунт.jpg



Вот павильон с кучей обслуживающего народа - снимают какую-то вампуку:


павильон.jpg



Причём снимает не кто-то придуманный.
Режиссёр здесь -  реальный Сесил ДеМилль, который был новатором во времена немого кино:


сесил.jpg



Даже такое кино у него было - "Бурлак с Волги":


бурлак.jpg



Но к 1950 году ДеМилль стал постановщиком помпезных картин из жизни в роскошных интерьерах, за что критики стали звать его "поэтом ванных комнат".


Именно он должен как-то мягко, не раня, сообщить Норме, что студия Парамаунт хочет просить для съёмок не её саму, а её роскошный старый автомобиль ("таких теперь не делают"):


де милль.jpg



Блеск, лоск и надрыв золотого Голливуда – это стиль фильма.
Оскар достался  художникам "Бульвара Сансет" не зря.


Вилла Нормы - шедевр приторной помпезности, которую обожали осыпанные золотым дождём звёзды кино.  Это эклектичная роскошь с явным налётом китча.

Дорого, но дёшево – "ведь это только кино":


роскошь.jpg



Таковы и наряды самой Нормы:


вечер.jpg



Герметичный мир Нормы включает минимум реальности и минимум людей неприятного ей нового мира.

Однообразие её жизни нарушают разве что сеансы игры в бридж, которые она устраивает для немногих друзей.
Они из прошлого, разумеется.


И эти игроки в бридж тут тоже самая настоящая реальность.
То есть это крошечные камео знаменитостей прошлых лет.

Вот обожаемый  мною Бастер Китон:


китон.jpg



Когда-то он был таким – великий комик с лицом трагика:


бастер.jpg



И поражал мир неслыханными виртуозными трюками почти абстрактного изящества:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУЛЬВАР САНСЕТ (1950) GIF_of_Buster_Keaton_in__Steamboat_Bill_Jr__1928.gif



А это Генри Б.Уорнер обдумывает ход:


уорнеррр.jpg




Он - некогда исполнитель множества серьёзных ролей, включая Иисуса Христа:


уорнер.jpg



За картами и "подружка" Нормы Хедда Хоппер:


хедда.jpg



Когда-то она тоже была актрисой и специализировалась на ролях светских дам:


хедда хоппер.jpg



Эта карьера не задалась, но Хоппер сумела стать знаменитой журналисткой светской хроники и грозной голливудской сплетницей, блиставшей самыми невероятными шляпками:


шляпка.jpg



"Сделайте мне красиво" - и ведь это вовсю делали тогда в Голливуде.
Без дураков.
Всё для вас.
Любой ценой.


Весь этот мишурный, эффектный, тленный,  мучительный, блестящий и непрочный мир завораживал миллионы, дурманил грёзами, задавал тон и моды.

И спокойно ломал судьбы тех, кто в него погрузился с головой, как Норма:


нет!.jpg



Потому что - как убедился Рене Клер (француз, не прижившийся в Америке) - вы «в Голливуде, этой столице иллюзий, где в несколько недель создаются мировые знаменитости и где оставшиеся после крушения живые пребывают в большем забвении, чем мертвецы».

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
art ma-zaika Жары не хватаеТ В  В  Казалось про эту пепелящую жару я уже и не впомню,В  не тут то было! Захотелось сегодня опять понежится на пляже ...
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно Струна осколком эха пронзит тугую высь... Олег Григорьевич Митяев (род. 19 февраля 1956 года, Челябинск) — советский и российский ...
Я смысл этой жизни вижу в том... Я смысл этой жизни вижу в том, Чтоб не жалея ни души, ни тела, Идти вперед, любить и делать дело, Себя не оставляя на потом. Движенья постигая красоту, Окольного пути не выбирая, Наметив в самый край, пройти по ...
Вот кто-то мне может не поверить, а я сегодня прям от радости прослезилась, так как Софья Анревна соизволили впервые остаться на сончас в садике, и даже там спали примерно часик. Подрывные Подготовительные работы я вела уже давно, и вот тут так ...
Удачно попадаю с глупым вопросом в пятницу, так что сильно не бейте, пожалуйста ) Хожу в тренажерный зал меньше месяца. В начале недели обратила внимание, что у меня появилась на правом бедре впадинка (там, где на рисунке http://fitseven.ru/images/workout/legs01.jpg ...