ЧОКНУТАЯ ПРОФЕССУРА
cambria_1919 — 30.05.2025

Это была революция.
Тогда вообще любили это слово.
Но и революции в те времена реально случались то и дело.
В науке, например.
Да, наука в конце ХIХ - начале ХХ века совершила настоящий прорыв.
Тогдашние открытия в физике, химии, биологии следовали одно за другим.
И поражали воображение человечества.
Это свежеоткрытое новое казалось невероятным.
И оттого пугающим.
К тому же уровень образования громадного большинства населения был невысок, и вникнуть в суть научных проблем людям было трудно.
Зато всем стало известно: есть волшебные невидимые лучи, насквозь проницающие непроницаемое:

Есть и радикальные по своим свойствам новые вещества, которые неотразимо влияют на человеческую психику.
Сразу увлеклись наркотиками:

А уж чего там накопали умники в строении вещества, и совсем было непонятно, поскольку глазом этого не увидеть.
Отец ядерной физики Эрнест Резерфорд в своей великолепной лаборатории:

Ужас же.
И всё это вытворяют учёные!
Немудрено, что именно в это время возник образ всемогущего профессора-гения:

Который просто не мог быть нормальным человеком.
"Будешь много учится – сойдёшь с ума", - гласила житейская мудрость простого обывателя.
Образ безумного гения науки выразил смятение и страх эпохи перед неведомым.
И доступным немногим.
Ну да, если учёный гениален, то скорее всего у него не все дома.
И кто знает, что у него на уме?
Наверняка что-то нехорошее!

Вдруг он задумал захватить мир?
Или мир уничтожить, что для сумасшедшего тоже весело?

Да и непонятные открытия ничего хорошего не сулят.
Так именно в эту эпоху в искусстве возникла целая галерея опасных гениев науки.
Титан научной фантастики Герберт Уэллс не мог остаться в стороне от такой заманчивой и ходовой идеи.
Это, между прочим, Марлон Брандо.
Он в образе уэллсовского доктора Моро:

Чокнутые гении от науки вообще шли косяком.
Это доктор Калигари из знаменитого немого фильма ужасов:

А это доктор Джекил и его второе "я" мистер Хайд из Стивенсона.

Булгаковские профессора Преображенский и Персиков, конечно, клинически не безумны.
Но их открытия и достижения вполне способны ввергнуть в безумие и беду всё человечество:

Профессор Мориарти, в конце концов, не только зло в чистом виде, но и гений научной мысли:

Владеющий к тому же приёмами удивительной "смертоносной борьбы барицу".
Научно обобщившей тогдашние самые совершенные достижения самозащиты:

Но всё же пугающие учёные больше полагались не на ловкость рук и ног, а на свои адские изобретения.
Как инженер Гарин с его гиперболоидом:

Так ХХ век стал эпохой научной фантастики, неразделимой с триллером.
Конечно, можно возразить, что и в начале ХIХ века (именно тогда!) романтики тоже пугали людей всемогущими учёными и их зловещими чудесами.
Таковы кудесники-механики Гофмана – как доктор Левенгук из "Повелителя блох":

Или Виктор Франкенштейн с его монстром из романа Мэри Шелли:

Однако не зря именно в начале ХХ века интерес к этим авторам вспыхивает с новой силой.
И вдохновляет на новые фантазии.
Количество безумных профессоров с нехорошими намерениями или опасными затеями в последующие годы невероятно умножилось.
Так что уже с целой толпой гениальных учёных-маньяков пришлось сражаться твердокаменным идолам поп-культуры ХХ века.
Даже агенту 007.
Дебютом Джеймса Бонда в кино стало противостояние с доктором Ноу.
Вот таким, в специфическом наряде:

Комиксные песонажи тоже обзавелись в качестве врагов гениальными учёными.
Бэтмен сражался с доктором Фризом.
Мультяшный Фриз с его жуткими глазами:

В игровом кино доктора Фриза изображал синий и изуродованный - чтоб пострашнее было – Арнольд Шварценеггер:

Человеку-пауку отравляет жизнь доктор Коннорс:

Он же Ящер – типичный злонамеренный учёный:

А ведь именно история ХХ показала, что великие умы науки ни повелевать планетой никогда не собирались, ни воровать все бриллианты мира.
И вообще воровать им неинтересно:

Совсем другие персонажи желали мирового господства:

Так что, кажется, теперь главной пугалкой стали всё-таки не злобные чудо-учёные, а искусственный интеллект и "старые добрые" инопланетяне:

И к научным открытиям мы как-то попривыкли.
Но когда-то даже самые невинные новшества вызывали настоящий шок.
В 1878 году в Париж прибыл инженер Тивадор Пушкаш (тогда сотрудник Томаса Эдисона):

Эдисон - этот гений не только изобретательства, но и рекламы, и маркетинга - задумал показать Европе своё новейшее достижение фонограф:

Устроенный таким образом:

А вот так этот шедевр технической мысли выглядит в реале :

Как ни странно, люди набивались в огромные залы, чтобы послушать слабый голос, исходящий из трубы фонографа:

Демонстрация новинки была проведена и во Французской академии.
Показать чудо техники Сорока Бессмертным и прочим гостям вместе с Пушкашем вызвался физик, виконт Теодор дю Монсель:

Когда из аппарата донёсся пусть несколько искажённый, но очень внятный голос человека, публика замерла в изумлении.
А профессор Жан Буйяр сорвался со своего места, набросился на де Монселя и принялся душить его со словами:
- Мерзавец! Нас не обманешь! Вы привели сюда мошенника-чревовещателя! Разве может какая-то металлическая штука воспроизводить благородные звуки человеческой речи!
Чем не безумный профессор.
Но почему он так разбушевался?
Потому что был филологом.
Гуманитарием.
Гуманитарии потом ещё насочиняют страшилок про злодеев-изобретателей!
А изобретение Эдисона - звукозапись - быстро вошло в жизнь, становясь всё совершеннее и совершеннее:

Начали записывать не только речь:

Но и музыку:

Скоро уже целые оркестры запечатлевали на фонографе своё искусство:

Подумаешь. Ничего удивительного.
Зато сейчас нам сложно понять, отчего профессор Буйяр обозвал виконта дю Монселя чревовещателем.
И чем чревовещатели вообще занимались.
В наши дни искусство чревовещателей-вентрологов перестало поражать - хотя оно слыло чудом ещё с библейских времён.
А это на самом деле изощрённое искусство: человек говорит с бездушным собеседником - и тот отвечает:

Собеседником бывала обычно кукла довольно страшненького вида:

Кукле делалась подвижная нижняя челюсть:

Артист, обнимая своего "партнёра", дёргал сзади за верёвочку и челюсть эту двигал:

Фокус был в том, что зрители видели – артист рта не открывает.
Говорит сама кукла!
Это была слуховая иллюзия.
Эффект диалога достигался тем, что за куклу чревовещатель за говорил с закрытым ртом.
Потому казалось, что голос исходит из его живота, т.е. из чрева.
Это достигалось специальной тренировкой гортани, голосовых связок, языка и нёба:

Чревовещание очень трудное дело.
Помимо тренажа оно требует и природного дара, и особых физических данных.
Ведь надо было не просто говорить необычным способом - не разжимая губ, но внятно.
Для убедительности следовало, подавая реплики куклы, менять тембр голоса.
Не говоря уж о характере речи.
Только тогда возникало убедительное впечатление, что говорят два человека:

Голос куклы был чаще писклявым или гнусавым, чтобы отличаться от голоса артиста:

Некоторые самые одарённые искусники умудрялись выступать с двумя куклами – то есть имитировали уже два кукольных голоса:

А иногда и три.
Тут привычные куклы и ужасающая кошечка:

Разумеется, успеху иллюзии способствовала мимика артиста, создающая впечатление живого контакта с куклой:

Всё это веками производило на зрителей неизгладимое впечатление.
Но напряжение речевого аппарата чревовещателя во время выступления настолько велико, что диалог с куклой не может длиться более 5 минут:

А потом артисту приходилось довольно долгое время говорить шёпотом.
Так что вентрологи предпочитали выступать в сборных концертах или как эпизодники в шоу.
Однако полные залы восторженных зрителей и неизменный успех номера всех этих усилий стоили.
И всё это столетиями накопленное мастерство обратилось в ничто с изобретением звукозаписи, начало которому положил фонограф Эдисона:

Теперь даже самый искусный вентролог, беседующий с куклой, вызовет лишь усмешку: а, всё понятно, это не кукла говорит, это просто запись.
Звукозапись не только лишила чревовещателей куска хлеба.
Она сделала ненужной раньше вполне распространённую профессию тапёра, который на частных вечеринках обеспечивал музыку для танцев:

Потанцевать дома или в сельском клубе стало можно и под граммофон или – позже – под патефон:

И даже просто под радио (появились радиостанции, которые передавали исключительно лёгкую музыку):

Приход звука в кино лишил смысла и работу тапёра в кинотеатре.
Ведь в эпоху немого кино кинозал выглядел так: экран, тапёр за пианино – и зрители/слушатели:

Счастливые возможности звукозаписи парадоксальным образом одних артистов лишили заработка, а другим облегчили работу.
Если в старину под голос из живота вентролога разевала рот его кукла, то потом под фонограмму стали разевать рты живые певцы.
Классика фанеры:

Записью звука вторжение науки в искусство дело не ограничилось.
Недавно стало возможным с помощью ИИ улучшить и омолодить человека не только на фотографии, что уже все привыкли делать в фотошопе.
Ведь это и раньше делали ретушёры в фотоателье, только вручную:

Теперь за улучшайзинг и омоложение взялись и в кино.
Именно это проделали с Де Ниро в "Ирландце":

Некоторые киноактёры боятся, что ИИ и вовсе может лишить их профессии.
Как когда-то звукозапись проделала это с чревовещателями.
Есть опасения, что на экране вместо живых людей будут действовать совершенно искусственные персонажи.
Не только фантастические, что неплохо:

Но и вполне человекоподобные:

Вот только придумавших такое чудо больше не называют безумцами.
Напротив, это самые что ни на есть практичные люди.
Практичнее некуда.
|
|
</> |
Какие стикеры для автомобиля держатся дольше всего и не выгорают
Как ведут себя мужчины с низкой самооценкой и какие проблемы возникают в
ОТЗЫВ ОБ ИВЕ И ФЕNБЕНДАЗОЛЕ. Т-кл. анапластическая лимфома миндалин. Из писем
Хризантема
Напомнило про одного френда...
Доброе утро!
Про суровую российскую зиму
Надо менять всю систему
Иногда ПАЗы ходили по 95-му

