Во славу Омниссии!
anairos — 08.11.2025
Когда вы представляете себе Бога-Машину – олицетворение машинных
качеств, доведённое до предела и совершенства – что вам
видится?Обычно наш современник, человек эпохи компьютеров и сетей, представляет искусственный интеллект. Холодный цифровой разум, одинаково лишённый злобы и сострадания, распределённый по мириадам носителей, так что никакое оружие не может его уничтожить. Неважно, желает он служить человечеству, поработить его или же стереть с лица земли как досадную помеху – в любом случае никто и ничто не в состоянии помешать его планам.
Чьими руками он эти планы будет проводить в жизнь – даже и не так важно. Помните, был такой сериал «Подозреваемый», он же Person of Interest? Очень хорошо они там показали: не так страшна разумная машина, пытающаяся спасти человечество, как люди, которые её создали и преданно ей служат.
Однако ещё пару-тройку веков назад, когда образ Машины только-только проник в западную религиозную мысль, он выглядел совершенно иначе.
Компьютеров тогда ещё не было, и до представления, что машина может мыслить – а то даже и чувствовать – оставались долгие годы. Пределом совершенства, которого может достигнуть человеческое творение, служил часовой механизм.
Именно так и представлялась Великая Машина тем, кто о ней думал. Бесконечно сложная система шестерёнок, рычагов и противовесов, приводящих друг друга в движение. Где-то за ними – неописуемый Перводвигатель, благодаря которому рычаги качаются, а шестерни шестерят.
Но если вы спросите меня, я вам скажу, что идеальный образ Бога-Машины появился на свет где-то между вселенским часовым механизмом и кибернетическим разумом. В 19 веке, в эпоху пара и электричества.
Просто представьте, каким выглядел большой завод для тогдашнего человека. Гидравлика и пневматика. Чудовищные колёса и приводные ремни. Пылающие топки. Неостановимый ритм молотов и поршней. Вдохи мехов и выдохи паровых клапанов.
Это жизнь и воля – но особая жизнь и особая воля, совсем не похожая на то, что называлось этими словами прежде.
Потом он обрёл и человеческий – по крайней мере, человекоподобный – образ. Но назвать его роботом – всё равно что назвать дракона рептилией. Это исполин, попирающий землю и сокрушающий небеса – стальной голем с огненным сердцем.
Греки пытались подобраться к нему, придумав своего медного великана Талоса, в единственной жиле которого тёк расплавленный металл. Но Талос был всё же ещё слишком сказочен – не машина, а оживлённая волшебством статуя. Только индустриальный век смог представить индустриального бога.
Когда он стоит – ничто его не поколеблет. Когда он идёт – ничто его не остановит. Он сам в себе и неудержимая сила, и несокрушимое препятствие.
Ничего более величественного, поражающего воображение, человечество с тех пор так и не создало. Поэтому каждый раз, когда нам требуется образ, пропитанный мощью, мы так или иначе обращаемся к нему.
Посмотрите на Вархаммер хотя бы – там настоящее царство Бога-Машины. Культ Адептус Механикус, божество которых буквально так и зовут; боевые титаны, которым эти самые Механикусы преданно служат; силовые доспехи, превращающие человека в подобие голема...
Да и как может быть иначе? В мире Вархаммера разум опасен – тем, кто много умничает, всегда подмигивает Тзинч. Чувства опасны – Та, Кто Жаждет, таки жаждет. Сама жизнь опасна, ведь где жизнь, там и разложение, и дедушка Нургл уже приветливо машет поварёшкой.
Единственное, на что в этом вымороченном мире можно полагаться – сила и воля. Только вместе они позволяют людям в этой вселенной выживать, превозмогать и даже побеждать.
И значит, единственный бог, которому имеет смысл поклоняться здесь, должен быть олицетворением именно этих качеств.
|
|
</> |
Сравнение энергозатрат при добыче разных монет
Культурное
О бл***и дня Как, опять он?
Случайное фото
Сплошной гламур
Как выбрать качественную гибкую подводку в магазине
Бенедикте с ружьем
Про одно прекрасное лицо современной российской журналистики
Самое эффективное предприятие в истории человечества

