Выставка "От мифа к символу"


На днях открылась выставка в музее русского зарубежья, она небольшая, но имена авторов значимые.

Смысл довольно сложного названия раскрывает информация на сайте музея:
Рубеж XIX и XX веков — время перемен и надвигающихся катастроф — был самым плодотворным в художественной культуре. Новые объединения — спорящие и конкурирующие между собой — от символизма до супрематизма — поочередно занимали главенствующую роль.

Как пишет искусствовед Любовь Агафонова, «напряженные философско-нравственные искания этих лет отразились в искусстве. Поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждет оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования, которого нет в повседневности, — все это отразилось в искусстве, в творчестве художников. Ответ на духовные поиски виделся, в том числе, и в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам».

Концепция проекта плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Нынешний зритель может наблюдать за интерпретацией славной истории через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов, представляющих культурное наследие отечественной истории и культуры.
Несмотря на достаточно строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти собственный стиль в композициях своих произведений.

На выставке будут представлены редкие работы Виктора Васнецова, основоположника «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом, ставшего главным проводником от эпохи передвижничества к стилю модерн; его младшего брата Аполлинария Васнецова; редчайший подлинный этюд к великой картине Павла Корина «Александр Невский»; исторические работы мастера «опоэтизированного реализма» Михаила Нестерова (так он сам называл свой стиль); первые опыты Ивана Билибина в области монументальной храмовой росписи; работы Клавдия Лебедева, признанного мастера исторического жанра, неоднократно обращающегося к теме Смутного времени.

Выше Аполлинарий Васнецов «Озеро» (1903), ниже он же, «Площадь в Китеже» (1903).

Этюд Александра Бубнова к картине «Битва» (1940-е)

Несколько работ Михаила Нестерова «Поклонение волхвов» (1890-е)

«Святая княгиня Ольга»

«Святая Варвара»

Этюд к картине «За приворотным зельем» (1930-40-е)

Необычайно сильная, с обожженными пламенем крыльями, работа Сергея Коненкова «Гений» (начало 20-го в)

Красивая цветовая палитра у работ художницы Александры Коноваловой . «Ангел в облаках» (1907)

Просто письмо от Дмитрия Стеллецкого Николаю Лихачеву

Необычный портрет государственных деятелей 18-го века


Л. Браиловский, Р. Браиловская «От стен Кремля» (1920-40-е)

Павел Корин «Александр Невский» (1940-50-е)

Работы студентов Строгановского училища

Открытки работы Билибина и Нестерова
