Выходим на следующий виток
ogostos — 05.06.2010 А еще в контексте иноязычных школ очень интересует меня вот такой вопрос.Есть такой школьный предмет, называется история. Этот предмет наиболее сильно подвержен пропаганде. Исторические процессы неразрывно связаны с вопросами госустройства, именно через этот предмет детям как ни крути прививается некоторая идеология, расставляются определенные политические акценты. Так, в советские времена вся всемирная история показывалась в контексте классовой борьбы и неизбежности победы мирового пролетариата.
Какая там идеология в наших учебниках сейчас, я не знаю, но точно знаю, что разные страны трактуют те же исторические события по-разному. И речь не только о Геноциде армян в Османской империи, но и, скажем, о второй мировой. Думаю, разница между российским и американским подходом к этой войне очевидна. Уроки всемирной истории всегда немного этноцентричны.
А сейчас, уважаемые знатоки, внимание, вопрос.
По чьим учебникам будут проходить в иноязычных школах всемирную историю армянские дети? Понятно, историю Армении будут преподавать на армянском, по тем учебникам, что у нас написаны. А со всемирной как быть? Будут переводить существующие армянские учебники всемирной истории на русский/английский/французский? Или будут привозить учебники из соответсвующих стран? И что тогда? история второй мировой в русских школах и английских будет отличаться? А вот скажем, если откроют школу с базовым языком фарси, мы морально готовы изучать всемирную историю с персидской перспективы? Скажем, какие-нибудь русско-персидские войны?
До экстремума в виде школы с турецким языком обучения я полет своей мысли доводить не буду, но фантазия рисует здесь довольно бескрайние горизонты. Скажем, если школа и учебник немецкий, мы понимаем, что в Первой мировой войне мы были с противоположной стороны?
Помнится, в конце восьмидесятых, когда процессы европейской интеграции набирали обороты, в любимом моем журнале "Ровесник" была статья об экспериментальной еврошколе где-то в брюсселях. Общая школа, куда должны были стекаться подростки (школа была не начальная, что важно!) со всей Европы и вместе учиться по общей европейской программе - для взращивания нового типа европейца. И в частности, там подробно рассказывалось о системе преподавания истории. Историю надо было обязательно проходить по учебникам не своей страны, а в идеале так вообще по учебникам исторических противников. Ну типа, англичане - по французским, французы - по немецким, и прочее. Меня это восхитило, помню - классная идея, которая помогает лучше узнать тех, к кому ты настороженно относишься в силу исторических причин, и с кем ты должен жить "одной европейской семьей".
Но вот в случае с Арменией, боюсь, такой подход может оказаться сильно некстати... По одной простой причине - я совсем не знаю, с кем нам "жить одной семьей". С Россией? С Европой? С Ближним Востоком? Чью перспективу на исторические события мы будем навязывать детям в иноязычных школах? Не то чтобы я ратую за однобокость изучения истории и промывку мозгов чисто армянской пропагандой. Но какое-то понимание разности подходов должно быть, как мне кажется. Ну и желательно понимание того, кого мы все-таки растим. Помимо конкурентоспособных на Западе кадров.
|
</> |