Выбираем лучший роман А.Р.Беляева

топ 100 блогов Сообщество «СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»26.11.2014

Прежде, чем задать вопрос, хочу немного рассказать о жизни и судьбе замечательного русского писателя фантаста Александра Романовича Беляева.  Он родился 130 лет тому назад, 4(16) марта 1984 года в Смоленске в семье священника.

Отец хотел, чтобы  Александр пошел по его стопам и отдал его учиться в смоленскую духовную семинарию, которую Александр и закончил в 1901-ом году, но в результате обучения, как он говорил впоследствии, стал убежденным атеистом.  В детстве Саша был очень живым и подвижным мальчиком и однажды играя, получил серьезную травму глаз, что привело впоследствии к значительному ухудшению зрения.  Вспоминает сестра друга Саши по семинарии Якова Алексеева: "Однажды Саша и Яша (Алексеев) привезли с Бородинского поля большое ядро, пустое внутри, в отверстие его насыпали пороха и заложили на дне оврага, а шнур протянули к дому и поздно ночью подожгли. Грохот был страшный. Виновники, не смыкая глаз от страха, до утра просидели на сеновале...".  К этому времени ему очень нравился театр, он самостоятельно научился играть на скрипке и несмотря на возражения отца заключил контракт со Смоленским народным домом на работу актером.  Отец все еще надеялся переубедить его, но это не удалось и Александр уехал учиться в Демидовский юридический лицей в Ярославле. В 1906 году он его закончил и вернулся в Смоленск, где получил должность присяжного поверенного.

 Он достаточно быстро освоил профессию и вскоре стал адвокатом. Однажды его пригласили защитником по делу об убийстве. Процесс был почти копией знаменитого «дела Бейлиса»: еврея обвиняли в ритуальном убийстве русского ребенка с целью приготовления мацы на его крови. Александр решил построить защиту на цитировании текстов из Торы и Талмуда, по которым суд должен был понять, что никаких подобных указаний там просто нет. Для этого он нашел человека, знающего древнееврейский язык. Потрудиться пришлось немало, они вместе сделали дословный перевод нужных отрывков, которые зачитывались на заседании суда. Доказательства были столь убедительны, что обвиняемого оправдали и освободили в зале суда. Процесс наделал много шума, в газетах писали статьи о блестящей защите, а на улице с ним постоянно раскланивались.  В это время он неплохо зарабатывал и ему удалось осуществить свою мечту и посмотреть другие страны, объехав почти всю Европу. Ему прочили блестящее юридическое будущее, но увлечение театром у него не прошло, он посещал спектакли в местном театре и писал рецензии в газете "Смоленский вестник.

Это ему так нравилось, что в 1914 году он забросил юридическую деятельность и стал штатным журналистом, а в 1915 главным редактором "Смоленского вестника" 

 В этом же 1915 году простудившись, подхватил  туберкулезный плеврит. Болезнь быстро прогрессировала и вскоре затронула позвоночник.  Молодая жена не разделила навалившуюся беду и ушла, заявив, что не для того выходила замуж, чтобы ухаживать за лежачим мужем.  Отца уже давно не стало, сестра умерла от саркомы еще в детском возрасте, брат Василий, студент ветеринарного института утонул в пруду. В 1917 году мать Надежда Васильевна, со старенькой нянечкой повезли его в Ялту, в надежде, что смена климата поможет в борьбе с болезнью, к этому времени уже начинался паралич ног.  На три с половиной года Александр оказался в постели, закованным в гипс.  Вскоре умерла нянечка, а за ней в 1919 году и мать.  Но болезнь не сломила дух Александра, в больнице он начал писать стихи и очень много читал занимаясь самообразованием. Он изучает иностранные языки, читает книги по медицине, биологии, физики и механики, читает все что связано с техникой. Двигаться он не мог, но некоторые идеи его будущих романов пришли к нему во время неподвижности. Из воспоминаний его дочери Светланы: «Так, идея романа «Голова профессора Доуэля» возникла, когда он первый раз лежал в гипсе. Весь его мир ограничивался стенами палаты и расстоянием протянутой руки. А однажды, когда ему на нос села муха, он вдруг подумал о том, что если бы у него была только одна голова, он не смог бы прогнать даже эту муху... И хотя роман «Голова профессора Доуэля» написан много лет спустя, в нем ожила муха, севшая на отрезанную голову... А идея романа «Человек-амфибия» была позаимствована из короткой газетной заметки, в которой говорилось о суде над доктором Сальватором, который делал операции больным детям. Благодаря этим операциям суставы становились более подвижными. Но Сальватора обвиняли, что он искажает образ, данный Богом...».   Постепенно начинало сказываться лечение, ему заменяют гипсовый панцирь на корсет. В больнице за ним ухаживает и учит восстанавливать движения, его будущая жена, Маргарита Константиновна Магнушевская, работавшая в городской библиотеке и приносившая Александру книги.  В 1922 году он наконец покидает больницу. Жизнь в Ялте, как и во всей стране тяжела, надо срочно устраиваться на работу.

Сперва он работает воспитателем в детском доме, потом становится инспектором уголовного розыска, одновременно создает там фотолабораторию (помогли детские увлечения), потом уходит в библиотеку.  Его жизненный путь в то время описывает дочь Светлана Беляева: « Мама рассказывала, что, когда они жили в Ялте, ее брат, работавший в милиции, помог устроиться ему на должность инспектора уголовного розыска. Но отец проработал очень недолго. Он вынужден был уйти из-за трудной обстановки. Один из сотрудников, бывший матрос, был ярым противником интеллигенции. Он невзлюбил Александра Романовича и иногда рассказывал с восторгом о том, как таких, как отец, ставил «к стеночке». И отец ушел - устроился в городскую библиотеку. Работал он и журналистом, и воспитателем в детском доме, и юрисконсультом, и плановиком-экономистом, но, в конце концов, нашел призвание в литературе. Мне кажется, что он был просто обречен стать писателем-фантастом, так как еще с детства фантазировал как-то по-особенному. Примером тому - его увлечение фотографией. Обычно начинающие фотографы снимают своих домочадцев, друзей, собак, кошек. Александр Романович начал с самого себя - строил разные гримасы, а его друг Коля фотографировал. Однажды отец захотел сделать снимок отрезанной головы, лежащей на блюде. Где-то нашел большой фанерный ящик, выпилил в нем отверстие для головы, вырезал дыру в простыне. Долго пытались отколоть от блюда такой кусок, чтобы в углубление могла войти шея. В войну этот снимок пропал, но я хорошо помню его. На большом блюде, немного набок, лежала человеческая голова с закатившимися глазами и вывалившимся языком. А над ней стоял человек со свирепым и кровожадным выражением лица, готовый вонзить в голову нож и вилку».

В 23-ем с женой перебираются в Москву, где он работал в наркомате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в наркомате просвещения. 

В Москве они жили с соседями в полуразрушенной квартире в Лялином переулке, здесь весной 25-го у них родилась дочь Людмила.  В этом же году сперва в газете "Гудок", а потом в журнале «Всемирный следопыт»,  Беляев публикует рассказ «Голова профессора Доуэля» (позже переработан в роман), и с этого момента становится известен как писатель-фантаст. В Москве  Беляевы прожили до 1928 года, за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Властелин мира», опубликован сборник рассказов.  Идея повести «Последний человек из Атлантиды» была заимствована из переведенной на русский язык книги француза Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света». Это произведение, рассказывавшее о погибшем острове, было основано на трудах Платона и на собственных гипотезах и домыслах автора. Во французской газете «Фигаро», вырезка из которой находилась в папке у Беляева, сообщалось: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации (финансовой) Атлантиды». Идеи, оставшиеся у писателя после прочтения этих материалов, легли в основу повести. Сам Беляев о ней писал: «Моя повесть об Атлантиде слишком научна для романа и слишком романтична для науки».  В конце 1926 года газета «Гудок» начала печатать одно из самых интересных произведений писателя - роман «Властелин мира», главная идея которого состояла в возможности управления большими массами людей благодаря усилению мыслей человека. Этот роман отличался от других тем, что в нем были очень удачно описаны внутренний мир, поступки и чувства героев. Главным действующим лицом романа, основное действие которого происходило в Германии, был ученый-одиночка и изобретатель Людвиг Штирнер. Он находил способ усиливать электромагнитные волны, исходящие от его тела при мышлении и передавать свои мысли на расстояние. Начиная с простых экспериментов с животными, он переводил их на «толпу», постепенно расширяя свое влияние. Беляев героев своего романа взял из реальной жизни. Прототипом главного героя Штирнера был некто Ширер. В 1920-х годах появились сообщения об открытии так называемых «лучей смерти». В прессе сообщалось об «изобретателе» Ширере, который якобы взрывал такими лучами порох и мины, убивал вспышкой крысу, заставил остановиться мотор. Позднее, правда, выяснилось, что все дело было в электропроводах, тайком убивающих крысу и взрывающих снаряды. Прообразом дрессировщика Дугова был клоун-дрессировщик Владимир Леонидович Дуров, создатель знаменитого «Театра зверей». Инженер Качинский также существовал в действительности. Его звали Бернард Бернардович Кажинский и он проводил опыты в области телепатии в 1920-е годы. Тогда же, в 1923 году, в Москве была издана его книга «Передача мыслей. Факторы, создающие возможность возникновения в нервной системе электромагнитных колебаний, излучающихся наружу». Беляев знал и тот факт, что Кажинский свои опыты по телепатии проводил вместе с Владимиром Дуровым над его дрессированными животными. Писатель превратил гипотезу в роман, пусть и фантастический. 

В 28-ом году Беляев с семьей переезжает в Ленинград. Первые главы романа «Человек-амфибия» появились в январском номере московского журнала «Вокруг света» в 1928 году, а последние – в тринадцатом номере того же года. В том же году роман дважды был опубликован отдельной книгой, а в 1929 году появилось третье издание. Беляев в авторском послесловии к журнальной публикации писал: «Профессор Сальватор – не вымышленное лицо, так же как не вымышлен и его процесс. Этот процесс действительно происходил в Буэнос-Айресе в 1926 году и произвел в свое время не меньшую сенсацию в Южной и Северной Америке, чем так называемый «обезьяний процесс» в Дейтоне… В последнем процессе, как известно, обвиняемый – учитель Скопс оказался на скамье подсудимых за преподавание в школе «крамольной» теории Дарвина, Сальватор же был приговорен верховным судом к долгосрочному тюремному заключению за святотатство, так как «не подобает человеку изменять то, что сотворено по образу и подобию божию». Таким образом, в основе обвинения Сальватора лежали те же религиозные мотивы, что и в «обезьяньем процессе». Разница между этими процессорами только в том, что Скопс преподавал теорию эволюции, а Сальватор как бы осуществлял эту теорию на практике, искусственно преобразовывая человеческое тело. Большинство описанных в романе операций действительно были произведены Сальватором…».  У Ихтиандра также был прототип – Иктанер, являвшийся персонажем романа «Иктанер и Моизетта» французского писателя Жана де Ла Ира, переведенного на русский язык в начале ХХ века.  Роман имел огромный успех. 

В 1929 году Беляев написал повесть «Золотая гора» и роман «Продавец воздуха», который был опубликован в 1929 году в нескольких номерах московского журнала «Вокруг света», и писался в декабре 1928 года, когда Беляев с семьей в Ленинграде жил по соседству с Борисом Житковым. Здесь же в июле 1929 года у Беляева родилась вторая дочь – Светлана, а в сентябре из-за обострения болезни у Беляева его семья уехала в Киев, поближе к теплу и более сухому климату. Условия жизни в Киеве оказались лучше, но для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.
1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, заболела рахитом Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь. В 31-ом году они вернулись в Ленинград и поселились в Царском Селе. В это время на Беляева ополчились многочисленные критики, его не печатали и он даже вынужден был уехать на заработки в Мурманск. Долго он там не выдержал, не позволяло здоровье и он вернулся назад. В 30-е годы он увлекся космосом, познакомился с Циолковским и его учениками, Цандером и его группой.

В результате общения появилась "Звезда КЭЦ" и "Прыжок в ничто".  1938 год оказался одним из самых трудных в жизни Беляева, измученного творческими неудачами, задерганного нападками критики, ослабевшего от возвращающейся то и дело болезни. Он готов был бросить любимое дело и уйти из фантастики, но летом у Беляевых случилось радостное событие – он с семьей обосновались в Пушкине в большой и удобной квартире на Первомайской улице. Еще в начале года писатель ушел из редакции «Вокруг света», а в Пушкине стал сотрудником местной газеты «Большевистский листок», на страницах которой печаталось немало знаменитостей. За три года ее существования Беляев на ее страницах почти еженедельно печатал очерки на самые разнообразные темы, а также фельетоны и рассказы. О работе своего отца над произведениями позже рассказывала Светлана Беляева: «Работал отец по утрам и после второго завтрака. Днем у него был тихий час. Потом просматривал свежие газеты и журналы, отвечал на письма. Затем, если новое произведение было полностью обдумано, он диктовал маме, которая сидела тут же за пишущей машинкой. Диктовал ровным голосом, без запинок, словно читал с листа. У него не было записных книжек, куда бы он заносил свои впечатления, мысли, наброски. Сюжет произведения записывался им на небольшом листке в несколько строк, состоящих из односложных фраз, похожих скорее на названия глав. Имена действующих лиц он никогда не мог запомнить, поэтому заглядывал в «шпаргалку». Отец никогда не переделывал и не переписывал своих произведений, говоря, что если он будет что-то исправлять, то получится хуже. Вечером работать он воздерживался, уверяя, что не сможет остановиться на ночь... Отец строго придерживался режима дня, так как был тяжело болен: туберкулез позвоночника. Он чаще лежал, чем ходил. Но я никогда не слышала, что ему «сегодня не пишется». Даже закованный по нескольку месяцев в гипс, он продолжал писать и содержал всю нашу семью. Если у нас не было гостей, то вечерами он мне что-нибудь читал или рассказывал о своем детстве и молодости. Причем читал по-актерски - с выражением, разговаривая разными голосами. Он был большим фантазером, с которым никогда не бывало скучно. Часто отец придумывал для меня рисунки-загадки: делал на бумаге небольшую извилистую линию, которую я должна была продолжить и дорисовать какой-нибудь предмет или животное. Он научил меня вырезать красивые ажурные салфеточки и смешных человечков, которым потом рисовал забавные рожицы. Его фантазия распространялась не только на литературу, но и на все, что его окружало. Как-то в доме разбилась люстра. И отец сам смастерил фонарь. Сделал каркас, вместо стекла подклеил кальку, на которой масляными красками написал четыре картинки из детской книжки «Как снегирь жениться хотел». По вечерам, когда зажигали свет, прохожие останавливались, чтобы полюбоваться оригинальным фонариком».

Завершающим аккордом в творческой карьере Беляева, стал самый его поэтический роман "Ариэль"

Перед войной у него опять обострилась болезнь и когда война началась он отказался от эвакуации. Город Пушкин был оккупирован. В январе 1942 года Беляев умер от голода. дочь и жена были депортированы в Польшу, где находились в лагере.  Вот как рассказывает о этих днях его дочь Светлана:

«Отец уже много лет был тяжело болен. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете, да и то на небольшие расстояния. Сил хватало, чтобы умыться и иногда поесть за столом. Остальное время папа наблюдал течение жизни с высоты… собственной кровати. К тому же незадолго до войны ему сделали операцию на почках. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. Союз писателей, который в то время занимался эвакуацией писательских детей, предлагал вывезти меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать, так вместе!». Заняв город, немцы стали ходить по дворам, искать русских солдат. Когда они зашли к нам домой, я по-немецки ответила, что мама и бабушка ушли к врачу, а папа вовсе не солдат, а известный советский писатель, но встать он не может, потому что сильно болен. Это известие не произвело на них особого впечатления. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Если бы ее поймали за этим занятием, то могли бы запросто повесить, как воровку. Причем виселица стояла прямо под нашими окнами, и отец каждый день видел, как немцы казнили ни в чем не повинных жителей. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Если нужно что-то было, мама или бабушка шли на рынок и просто покупали продукты. Словом, когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Капуста, помню, была противная на вкус, но мы все равно были очень рады. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Она попросилась на кухню - чистить картошку. За это каждый день давали ей котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и, в конце концов, и умер 6 января 1942 года, но отвезти его на кладбище удалось не сразу. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству, и мама каждый день ходила его навещать. Через несколько дней кто-то снял с папы костюм. Так он и пролежал в одном белье, пока его не забрал могильщик. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Правда, сразу сказал, что рыть могилу в мерзлой земле не будет. Гроб с телом положили в кладбищенскую часовню и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, нам не суждено было этого дождаться: - 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.  Ровно через месяц после смерти отца, нашу семью немцы вывезли в Польшу, в лагерь для перемещенных лиц. Затем было еще 4 лагеря: в Западной Пруссии, Померании и Австрии. 7 мая 1945 года нас освободила Красная Армия. Это освобождение я запомнила на всю жизнь. Мы их ждали, встречали, дети кричали: «Наши идут! Наши идут!». А какой-то офицер, спрыгнув с танка, сказал: «Были ваши, а стали не наши». И мы были направлены органами НКВД в ссылку, в Алтайский край, где пробыли 11 лет. Только в 1956 году вернулись в Ленинградскую область. За 35 лет трудовой деятельности я, как папа когда-то, сменила массу профессий. Была токарем-расточником, учетчицей, контролером ОТК, фотолаборантом, копировщицей, техником отдела информации, инженером...».
Никаких отчислений с переизданий Беляева его родственники впоследствии практически не получали. Светлана Беляева рассказывает: «Получили два раза. Один раз за «Человека-амфибию», а потом за двухтомник. Когда все другое стали издавать, у нас уже срок наследования кончился. Тогда всего пятнадцать лет было. Потом сделали двадцать, но мы опять не успели. Потом — тридцать, потом — пятьдесят... Но все время получалось, что с папиной смерти проходило больше, и нам каких-то одного-двух лет не хватало. За экранизации мы тоже не получили ничего. Мы же с мамой ни в чем не были виноваты, а из нас преступников сделали. Одна женщина с педагогическим образованием, из наших, еще в Барнауле хотела устроиться в школу, так ей там сказали, что не потерпят, чтобы немка русских детей учила… Я, конечно, понимаю, что, если бы я сразу после войны в Германии осталась, моя жизнь сложилась бы куда лучше, а сегодня... Ну, куда мне опять ехать, здесь же моя Родина, и папа здесь похоронен».

1 ноября 1968 года на месте захоронения была установлена памятная стела на Казанском кладбище Царского Села, на которой написано: «Александр Романович Беляев, 1884-1942. Писатель-фантаст».

 

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusf.ru
Материалы сайта www.alexandrbelyaev.ru

Материалы сайта www.archivsf.narod.ru

www.alexandrbelyaev.ru/content/view/16/184/

novayagazeta.ru/nomer/2001/44n/n44n-s15.shtml

 

А теперь выберите, пожалуйста,  роман А.Р.Беляева, с которого по вашему мнению, надо детям знакомиться с его творчеством

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
лео разбудил меня без десяти семь вопросом про приставки. вопрос я не поняла, в семь я еще не человек.вчера мелкий плохо себя чувствовал и уснул в семь. сегодня встал в половину шестого и стал делать уроки! и что-то недопонял.да здравствуют дети! ...
...
По воскресеньям зож отдыхает:) Забыли, что весна, забыли, что надо худеть временно. Такие классные биточки, что ум отъешь. Очень удобно, когда есть небольшой кусок белой рыбы, либо рыба из ухи оставшаяся после варки рыбы. рецепт как я люблю - молниеносный почти:) Понадобится ...
Польша отказалась принять беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока Польская сторона приняла большое количество беженцев с Украины, однако не намерена менять позицию по отношению к мигрантам из мусульманских стран. Об этом в понедельник заявил премьер-министр страны ...
Ещё в 90-х годах прошлого века кондиционер в автомобиле причисляли к дорогим и необязательным опциям. Далеко не во всех моделях он предлагался, а в качестве стандартного оборудования тем более. Сейчас же современный автомобиль сложно представить без кондиционера. Даже бюджетные модели ...