
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №4



Николай Литус потом вспоминал, что многих артистов он утвердил без проб. Так, в роли Панаса Петровича, начальника станции, он видел только Андрея Сову, а в роли буфетчицы – Нонну Копержинскую, а в качестве отставшего от автобуса батюшки – Александра Хвылю. Вот только с главной героиней случился затык... Вернее, роль, конечно же, идеально подходила звезде «Девчат» и «Неподдающихся» Надежде Румянцевой, и все это признавали, но режиссёр мечтал открыть собственный талант, а потому объявил кастинг молодых актрис сначала из местных театров, а затем уже и со всего Советского Союза. В итоге, когда счёт претенденток на главную роль перевалил уже за сотню, пришлось остановиться. Из всех них Литус выбрал эстонскую актрису Терье Луйк, – было в ней что-то особенное, королевское. И режиссёр рискнул.

Когда же начали снимать фильм, оказалось, что у Луйк собственное мнение по поводу своей героини, а посему играла она её не так, как видели Литус и Лубенский, а как представляла сама. Актриса и режиссёр много спорили, работа шла медленно. Отсняв всего около шестой части картины, группа была вынуждена вернуться на киностудию: сезон кончился, начались дожди. Руководители же студии отсмотрели материал и пришли в ужас. Было заявлено, что комедия смеха не вызывает, Луйк никак не подходит на роль, а Литус утратил доверие руководства. Решили вообще остановить съёмки до следующего лета. Луйк отстранили от проекта, и та же участь должна была постичь и режиссёра — вместо него на проект позвали Алексея Мишурина, только что выпустившего очень успешную музыкальную комедию «Годы молодые». Как рассказывала дочь Мишурина, Мария, её отца вызвали в дирекцию, попросили взять постановку на себя, а Литуса выгнать. Мишурин не захотел портить молодому режиссёру жизнь и договорился, чтобы картину они снимали вместе. Благодаря Мишурину из «Королевы бензоколонки» ушли все производственные акценты, – фильм стал более лёгким. И он же утвердил на роли знаменитое трио из «Неподдающихся» – Румянцеву, Кожевникова и Белова.

Актёры Юрий Белов, Алексей Кожевников и Надежда Румянцева в фильме «Королева бензоколонки» | То же актёрское трио в фильме «Неподдающиеся»
К началу сезона режиссёры выбрали новую натуру. Они объездили всю Украину и остановились на станции в городе Пирятине. Рядом с действующей бензоколонкой построили точно такую же, свою. Скопировали фактически один к одному, – разве что только из раздаточных рукавов не лился бензин. Но многие водители на трассе всё равно их путали, заезжали и требовали полный бак, да ещё и ругались, почему никто не бросается их обслуживать :) Однажды актёры решили подшутить над одним шофёром, и фактически разыграли всю сцену, вошедшую потом в кино: Румянцева отказывается обслуживать водителя («Машина грязная, шофёр не брит»), тот требует начальство, герой Андрея Совы выходит и ссылается на некую инструкцию, тут подходит милиционер и т.д. Режиссёрам шутка так понравилась, что они сняли ровно такой же эпизод.


Лето прошло быстро, и даже вдвоём режиссёры так и не уложились в нужные сроки. И даже к октябрю фильм так и не был закончен. На киностудии пошли на отчаянный шаг: полностью перенесли декорации в павильон. Даже макеты деревьев сделали, чтобы зритель не ощутил никакой разницы. Но, увы: осветительных приборов было слишком много, вечерами сети не выдерживали напряжения, и потому целый район Киева погружался во мрак...



Но так или иначе, а картину всё же удалось завершить. Чиновники Госкино приняли фильм, на просмотре кто-то даже смеялся. Правда, за дело взялись критики и в пух и прах раскритиковали творение Литуса и Мишурина: основная претензия – «отсутствие какой-то внятной идеи и излишняя лёгкость». А вот на киносеансах всегда был аншлаг. По оценке Литуса, фильм собрал 15 миллионов рублей только за прокат внутри Союза, и при бюджете в 400000 этот показатель свидетельствовал о небывалом успехе. Кстати, копии картины отправились в десятки стран, в том числе в США, Канаду, Францию, Германию и др.
«Королева бензоколонки», как я уже упоминала, входит в золотую коллекцию советского кинематографа. Литус говорил, что в 1963 году, когда состоялась премьера, такое было даже сложно представить: оба режиссёра просто были рады тому, что наконец закончили фильм, который многим принёс большие проблемы. И если карьера Литуса не сильно пострадала, то Мишурин сам больше ничего не снимал, – его брали в проекты только в качестве второго режиссёра. Знаменитое же трио актёров – Румянцева, Кожевников и Белов – больше в одном фильме тоже никогда не участвовало. А актриса Терье Луйк вообще ушла из профессии и до конца жизни проработала на телевидении.

Это был четвёртый выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |
