Шуберт VS Бетховен

топ 100 блогов elika11.04.2024 Шуберт VS Бетховен Весеннее пробуждение
Эта песня ("An die Freude" ("Ode to Joy"), D.189 Op.111 No.1) появилась в 1815 году, т.е. почти за десять лет до бетховенской девятой симфонии (1824), о которой мы уже однажды говорили этой весной. Сочинившему очередную «Оду к радости» композитору Францу Шуберту тогда было всего лишь 17—18 лет.

Согласно Антону Шиндлеру, секретарю и биографу Бетховена, маэстро познакомился с несколькими песнями Шуберта лишь в 1827 году, практически на смертном одре, куда настырный Шиндлер якобы доставил их вопреки воле самого умирающего. С другой стороны, идея написать музыку на этот текст (текст Фридриха Шиллера, как вы помните) владела Бетховеном практически на всём протяжении его творческого пути вплоть до написания 9-й симфонии. Строфа из шиллеровской оды (“Wer ein holdes Weib errungen, mische seinen Jubel ein”) звучит в финале единственной оперы Бетховена «Фиделио» (1805), мелодия её угадывается и в фантазии для фортепиано Ор.77 и совершенно явственно читается в фортепианной фантазии с хором Ор. 80 (1808—1809 годы). Существует и множество предшествовавших набросков; наиболее ранние сведения о попытках Бетховена сочинить оду «К радости» относятся ещё к боннскому периоду его творчества, к 1792 году. А профессор Бартоломеус Фишених, например, писал жене Шиллера из Бонна: «…Один здешний молодой человек, чьи музыкальные дарования единодушно превозносят и от которого можно ожидать чего-нибудь великого, ибо он весь устремлён к возвышенному, хочет положить на музыку "К радости" Шиллера – строфу за строфой». (Шуберта, если что, тогда ещё и на свете не было).

Конечно, не стоит и пытаться уличить одного великого музыканта в том, что он «увёл» мелодию у другого. Это не только малоправдоподобно, но и абсолютно не согласуется с очевидной самостоятельностью музыкального мышления обоих композиторов. И всё же – откуда это сходство? Мог ли у них быть общий музыкальный прообраз? Или дело всего лишь в мелодике и ритмической структуре самого стихотворения? Или это одна из тех идей, что, как говорится, носятся в воздухе и достаются тому, кто сумеет учуять и ухватить их?

А вот ещё интересный исторический факт. Похороны Бетховена в Вене 28 марта 1827 года стали событием – в процессии участвовало около 20 тысяч человек. После похорон Шуберт зашёл с друзьями в погребок, где поднял тост «за первого из нас, кто за ним последует...» Стоит ли говорить, что спустя всего лишь год этим первым стал он сам (о Проклятии Девятой симфонии я вам тоже уже рассказывала).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что бы ни говорили, ни фига человек на книгах не учится. С единственным для меня лично исключением: в ранней юности прочитал рассказ Конан-Дойла "Три студента" и на всю жизнь запомнил момент: "— Он очень неприязненно поглядывал на нас. — Вы бы поглядывали точно так же, если бы ...
Пресс-секретарь Песков мог бы заработать на издании книги своих афоризмов. Их становится всё больше. Фото взято из открытого доступа в Интернете Причем, раз за разом журналисты ...
В общем, этим стулом мастер Гамбс, как-то так. Право первой ночи для отчёта о круизе этого года принадлежит форуму Винского . Для ЖЖ, естественно, буду чуть-чуть переделывать. Но анонс сохраню. «Если слишком долго думаешь над первой строкой стихотворения – напиши вторую. А лучше пятую ...
Вероисповедание объединяет христиан; но те, кто представляются нам священниками, исповедуют религию по своему, и именем, которое они носят, и службой, которую они выполняют, и церемониями, которые они соблюдают. Издалека по всем признакам я могу заключить, что, по крайней мере, среди них ...
в область правого плечевого сустава Флостероном. Полгода мучаюсь, таблеточки лишь на немного снимают ...