Вена, Фрейд и Оджалан
sapojnik — 06.12.2020Смотался на денек в Вену, благо, из Праги недалеко. Грех ведь с шенгеном в зубах не побывать в давешней мировой столице, раз уж подвернулась возможность!
Что больше всего поразило в Вене? То, что в какой-то момент я совершенно явственно ощутил себя... в Питере! Еще и погода поспособствовала - низко висящее небо, пасмурно, ветер, дождит - словом, такая, какая в нашем граде Петра все 360 дней в году. Холодно и величественно. Я бродил по Хофбургу, вышел к императорскому дворцу... Эх! Все эти вздыбленные медные всадники, вертикали, шпили, сырой воздух, широкие площади, проезжают трамваи... Ну Питер и Питер.
Тут я еще и коней увидел. Клодтовских. В точности как с Аничкова моста. Причем в том же количестве 4х штук! Стоят себе возле очередного дворца. Откуда они там взялись? Тут должен сказать, что я для первого знакомства никаких экскурсий не брал, гулял "дикарем", глазея по сторонам. Это мой излюбленный метод знакомства с новыми городами. Так, конечно, рискуешь пропустить очень много "ценной информации" и самих достопримечательностей - но зато получаешь возможность составить цельное и при этом СВОЕ впечатление.
Вена, Рингштрассе
А ведь что мы ищем в чужих городах? Не информацию же, право слово! Нужны впечатления - желательно, конечно, незабываемые. Вспомнил, кстати, как на первом курсе университета нам рекомендовали читать главы в учебниках - подряд, не останавливаясь, чтобы узнать значение какого-то непонятного слова или чтоб разобраться в непонятном абзаце. При таком подходе - говорили умные люди - будешь, во-первых, спотыкаться почти каждую минуту, а во-вторых - так и не ухватишь целостной мысли ВСЕЙ главы: в голове останется каша от "непонятностей".
Многие попадают в эту ловушку с экскурсоводами, которые разжевывают им каждый памятник. В результате остается у них какой-то калейдоскоп обрывочных сведений, а реального представления о городе в целом - нет.
В Вене я, во всяком случае, не сделал этой ошибки. И насладился городом по полной. Реально, съездите в Вену - вы увидите, откуда у нашего Питера ноги растут. При этом, подчеркну, у меня не создавалось впечатления копии - "а вот в Питере лучше", "а вот в Вене лучше". Было странное чувство, что я нахожусь как бы В ОДНОМ ГОРОДЕ. Одном и том же. Видимо, это и называется "европейский уровень".
Да, и финальный штрих: в Питере, как известно, все не как у людей - там буквы "М", обозначающие станции метро, делают не красными, а почему-то синими. Так вот и в Вене большие U, обозначающие метро местное - тоже, представьте, синего цвета.
Правда, на улочках "иннере таун" (внутреннего города) ощущение Питера пропадает. Питер там где-то на границах между районами, когда город вырывается на большие пространства. А в узких улочках, если по ним побродить, рождается чувство особое, какое-то домашнее и вместе с тем высокое. Такое, знаете, чуть-чуть потертое, но основательное, крепкое и красивое сдержанной мужской красотой разношенного, удобного и ОЧЕНЬ качественно сделанного башмака. Чувство Вены! Да, я полюбил этот город, признаю не тая.
Кстати, вчера в результате бесцельных блужданий, вдруг набрел... на музей-квартиру Фрейда. Пожалуй, это сама Вена оценила мой к ней деликатный подход, и сделала подарок.
Музей из квартиры Фрейда довольно своеобразный, поскольку, как с порога предупреждают смотрители, в ней нет практически ни одного предмета из фрейдовской обстановки (старик Зигмунд, хоть и "бежал от фашистов" в 30е, все-таки как-то умудрился вывезти всю мебель в Лондон, включая и знаменитую кушетку). Более того - до 1986 года это вообще была обычная квартира под съем, и в ней жили обычные жильцы.
Зигмунд Фрейд
Но все равно - психологу грех не побывать в таком месте, пусть даже там вместо обстановки есть только черно-белые фотографии этой обстановки. Опять же, что поразило. Во-первых, оказывается, у Фрейда не было отдельного офиса для приема пациентов; он их принимал прямо у себя на квартире. С одной стороны - вроде удобно, с другой - гм! Тесновато!
И сама квартира. Так, на первый взгляд, вроде большая - восьмикомнатная. Но если учесть, что добрая половина комнат была отведена под "работу с клиентами" (прихожая, комната ожидания, приемная и кабинет), остается всего четыре комнаты. И это при том, что у Фрейда было 6 (шесть!) детей! Как-то с учетом этого обстоятельства ситуация видится совсем по-другому, не так ли? Похоже, в доме у основателя психоанализа все жили друг у друга на голове. Вот так и рождаются гениальные теории!
Об отелях. Естественно, верный своему принципу спонтанности, я заранее никаких отелей не бронировал. Был уверен, что в таком туристском городе, да еще не в сезон, уж какой-нибудь номерок себе найду без проблем, просто заглядывая в приглянувшиеся заведения. И точно. Правда, для начала пришлось, как Остапу Бендеру в аналогичной ситуации, отвергнуть несколько вариантов из-за чрезмерной помпы и ненужных понтов; скажем, в забавном "Ринге" на Рингштрассе строгая вьетнамка с "Ресепшн" предложила номер в 45 кв. м за 289 евро. Примерно такую же сумму с меня попытались стрясти и в "Мариотте".
Однако ночевать на 45 кв. м я счел нецелесообразным - и чудесно устроился в третьем попавшемся на пути отеле на той же Рингштрассе. Это оказался "Редиссон". 140 евро за ночь вместе с завтраком, отличное обслуживание, вай-фай! Завтрак, впрочем, как раз-таки брать не надо - оказалось, что ничего особенного, лучше поесть чего-то более аутентично венского в самом городе. Но "Редиссон" всем рекомендую - очень душевно. И практически в самом центре.
Вечером, уже прощаясь, заскочил на Штефанплатц - поесть пирожных в кафе "Айда". Почти у входа в метро ко мне подскочили двое молодых людей чуть восточной внешности, с чистыми и приятными лицами, держащие в руках какие-то подписные листы. Классические "юноши бледные со взором горящим". Я сперва подумал, что это какие-нибудь антиглобалисты. Оказалось, нет - они собирали подписи за освобождение Оджалана.
- А, - говорю, - я его знаю! Это же курд?
- Ya-ya, - энергично закивали ребята. - Курд!
- Тогда подпишу, конечно. Оджалана я знаю. I'm from Russia, guys!
Парни наперебой принялись горячо рассказывать, как важно мое участие и что мое мнение чрезвычайно важно для них и вообще для поддержки всех хороших людей на планете.
Абдулла Оджалан
Отойдя с чувством выполненного долга, я проверил все ж сумку, кошелек, карманы. Все оказалось на месте. Уезжал обратно в Прагу чрезвычайно довольный и в целом, и этим маленьким завершающим штрихом: не зря съездил, вон, и человеку помог... (2012)
|
</> |