Вечный двигатель Made in China. В чём секрет?

топ 100 блогов sozero20.12.2023
Поднебесная оставила позади весь мир неожиданным изобретением

Двигателестроение — одна из тех инженерных отраслей, в которых Китай пока еще зависит от России, а не наоборот. Однако очень скоро все может измениться. Китайские инженеры готовятся перевести всю технику на двигатели собственного производства.

Вечный двигатель Made in China. В чём секрет?
Пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-12». Уникальный двигатель Стирлинга, который можно использовать для космических аппаратов и подводных лодок

А недавно представили уникальный двигатель Стирлинга, который можно использовать для космических аппаратов и подводных лодок. Пока что создан только работающий прототип. Хотя, скажем, у NASA есть патент на похожую разработку, но он так и не доведен до практического воплощения. А китайцы обошли всех.

Бесшумный двигатель в форме гантели будет двигать субмарины

Генератор Стирлинга — двигатель внешнего сгорания, он работает за счет тепла так же, как, например, паровая машина. И что важно, работает очень тихо. Это идеально подходит для отраслей, где тишина имеет решающее значение, например, на подводных лодках и в аэрокосмической промышленности.

В ходе недавней демонстрации прототип выдал революционную мощность в 102 киловатта от источника тепла при температуре 530 градусов. Это был первый случай в истории, когда мощность генератора данного типа превысила порог в 100 кВт — значит, скоро можно запускать в серию.

Исторически в преобразовании тепла в электроэнергию доминировали паровые турбины — устройства огромные, шумные и крайне требовательные. Собственно, и генератор Стирлинга, изобретенный два столетия назад, тоже не был образцом эффективности.

И вот только сейчас китайцы довели изобретение рукастого шотландского священника Роберта Стерлинга до идеала.

Китайский генератор был создан Техническим институтом физики и химии при Академии наук Китая. Причем двигатель небольшой — всего 2 метра в длину, имеет форму гантели. Но работает с впечатляющей эффективностью.

Вечный двигатель Made in China. В чём секрет?
Классический двигатель Стирлинга с конфигурацией B-типа, при которой рабочий и вытеснительный поршни собраны в одном цилиндре

— В настоящее время эффективность термоэлектрического преобразования составляет около 28%. А при использовании теплоносителя с температурой 600 градусов эффективность может достигать 34%, — говорит профессор Ху Цзяньин.

Профессор Лу Эрцанг отметил надежность генератора, простоту конструкции, небольшое количество движущихся частей и совместимость с различными источниками тепла.

— Он работает тихо и эффективно и может использовать различные виды тепла, включая солнечную энергию, ветер, биогаз от бытовых или сельскохозяйственных отходов, — говорит профессор Лу Эрцанг.

Шотландский пастор и китайская смекался перевернут мир

Китайцы видоизменили и дополнили двигатель. Принцип его действия теперь таков. Двигатель преобразует тепло в звуковые волны, которые резонируют, образуя стабильное звуковое поле. Эти волны затем приводят в движение поршень, который, в свою очередь, вырабатывает электричество.

— Гелий высокого давления при 15 мегапаскалях служит в качестве рабочей среды, а отсутствие механических деталей, нуждающихся в смазке, означает, что срок службы генератора может превысить десятилетие, — объясняет профессор Ху Цзяньин.

Придуманный 200 лет назад двигатель все это время привлекал инженеров именно своей бесшумностью и исключительной надежностью (она не идет ни в какое сравнение даже с ДВС).

Современные подводные лодки в разных странах (в том числе китайские) используют двигатели Стирлинга как источник питания. Однако разработанный инженерами Академии наук Китая тип двигателя открывает новые возможности. Да и, в конце концов, это открытие просто впишут в учебники: звук преобразуется в электрическую энергию.

— Наш линейный двигатель состоит из поршня, приводимого в движение звуковыми волнами, постоянных магнитов и катушек. Это симметричная и почти идеальная конструкция, — говорит профессор Ху Цзяньин.

— Пространство между поршнем и цилиндром толщиной примерно с человеческий волос. Это предотвращает соприкосновение деталей, сохраняя при этом внутреннюю герметичность.

Кстати, еще в 2015 году NASA запатентовала термоакустический двигатель в паре с генератором переменного тока. Это позволило бы вырабатывать электроэнергию в космосе. Однако с тех пор американцы так и не создали даже работающий прототип.

А китайцы, напротив, все больше задумываются о распространении двигателей внешнего сгорания. На фоне дефицита энергии, становящейся всё более дорогой, и экологических проблем преимущества двигателей Стирлинга все очевиднее.

Некоторые китайские производители готовы устанавливать генераторы Стирлинга в своих электромобилях. Также подобные двигатели применимы в городском хозяйстве: биогаз из бытовых отходов может не только отапливать, но и освещать дома.

Китайцы уже проводили эксперименты по использованию энергии ветра, чтобы тепловые наносы Стирлинга использовать в качестве бытовых кондиционеров. Возможно, через несколько лет такие приборы Made in China станут мейнстримом.

Дмитрий Капустин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут в интернетах 17 числа не очень понятно какого месяца и года, очередной Конец Света обещали... Я это к тому что у нас третий день льет. Может это оно? Всемирный потоп и все такое. Объявления "Срочно пройти на Ковчег!", нигде не ...
Даешь рейтинг от dimka-jd!Кликаем на картинку и принимаем участие!2. Ссылку, ...
Это и правда очень логично. Обретающая новый вектор своего развития #Россия — она же не #доллар , чтобы нравиться всем. Поэтому более чем понятно, что нынешний российский выбор пути не многим нравится. Особенно, недавним российским союзникам и, чего уж греха таить, сателлитам. Они ...
Отдел ждал возвращения молодого начальника с нетерпением, присущим разве что племени людоедов, ожидающих прибытия католического миссионера. За время его отсутствия Саня-Даня развил бурную деятельность, подмяв под себя все "горячие точки" на ...
Обычная русская семья на фоне мормонского храма в Солт Лейк Сити, США и горы Маттерхорн, что между натовской Италией и загнивающей Швейцарией.