Вечные неудачи российского импортозамещения
vitalidrobishev — 05.05.2022 Теги: Путин Немцов ЛужковПутин на Лада-Калина
25 лет назад Борис Ельцин приказал чиновникам пересесть на отечественные автомобили
В апреле 1997 года произошло событие, которое сегодня можно было бы назвать историческим. Но оно стало просто фрагментом истории постсоветской России. И – поучительным уроком.
В своем радиообращении президент РФ Борис Ельцин, в частности, сказал: «Пришло время решать новую задачу. Я хочу, чтобы наши люди отдавали предпочтение российским продуктам, носили костюмы и туфли российских фабрик, покупали российские холодильники и российскую мебель. Но так будет, когда наши товары станут лучше: и по цене, и по качеству».
Ельцин выразил надежду, что российская продукция будет достойно конкурировать с зарубежной. Для этого есть основания – в стране работают предприятия, которые научились хорошо работать, выпускать качественные вещи. Покупая отечественные товары, мы поможем стране, нашей промышленности.
В заключение президент сказал: «Вы хотите, чтобы у нас стало меньше безработных? Вы хотите помочь российским предприятиям? Вы хотите, чтобы они встали на ноги и заработали в полную силу?
Тогда я вам говорю: покупайте наше, российское. Не пожалеете».
Если бы призыв Ельцина был услышан, и отечественные предприятия заработали бы в полную силу, никакие экономические санкции сегодня, четверть века спустя, России были бы не страшны – она практически не зависела бы от импорта. Да и Запад не стал бы пользоваться запретами, ибо зарубежные лидеры знали, что это бесполезно…
Увы, благие намерения остались на бумаге. А энергичные слова Ельцина растаяли в воздухе. Но это было потом. А сначала…
Президент приказал чиновникам пересесть на российские автомобили. Эту идею подал Ельцину 37-летний Борис Немцов, недавно назначенный первый вице-премьером. Он лоббировал «Волгу», которую собирали на автозаводе в Нижнем Новгороде, где он еще недавно губернаторствовал.
Узнав о решении главы государства, тысячи чиновников испытали настоящий шок. Правда, поначалу им не возбранялось пользоваться импортными авто. Но предполагалось, что со временем они будут проданы с аукционов и заменены российскими машинами.
«Волга», которая была самой престижной машиной в СССР, к тому времени потеряла авторитет и не шла ни в какое сравнение с зарубежными моделями. Об этом говорили многие, в том числе и ныне покойный лидер ЛДПР Владимир Жириновский. А губернатор Свердловской области Эдуард Россель вообще взбунтовался и сказал, что ездить на «Волге» – это все равно что пересесть на лошадь. Но овес нынче дорог…
Однако у идеи Ельцина–Немцова нашлись и сторонники Ими были, в частности, вице-премьер Олег Сысуев и лидер «Яблока» Григорий Явлинский.
Последний говорил, что «власть должна быть скромной, когда народ бедный». Эта «скромность» и ему выходила боком – «Волга» часто подводила Явлинского. Он был вынужден завести вторую машину. Когда «теряла сознание» первая, к депутату Государственной думы спешила вторая.
Забавно, но сам Ельцин саботировал свое же распоряжение. Во-первых, он был человеком импульсивным, горячим, если не сказать взбалмошным. Во-вторых, с «Волгой» у него были связаны неприятные воспоминания – дважды на ней он попадал в аварии, которые не обошлись без травм. И потому Ельцин использовал бронированный ЗИМ, доставшийся ему от президента СССР Михаила Горбачева.
Глядя на шефа, со временем отказался от своей идеи и Немцов. И автозавод в Нижнем Новгороде не использовал шанс вырваться в лидеры российского автопрома. Хотя в очередной раз приходится удивляться, почему в России уже много лет не могут создать качественные модели, способные конкурировать с зарубежными. И даже при наличии импортных компонентов. Впрочем, это – старая и очень грустная история.
Мэр Москвы Юрий Лужков тоже действовал в духе Немцова. Он, пытаясь спасти от краха московское ОАО «Москвич», преобразованное в АЗЛК, влил в него солидные средства. После этого автозавод получил заказ на разработку новых моделей: «Иван Калита», «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир». Казалось, вот-вот наступит ренессанс предприятия…
Лужков на Москвиче
Вскоре состоялась шумная презентация, на которой градоначальник получил новенький автомобиль. Сияющий Лужков сел за руль «Князя Долгорукого» с двигателем Renault, однако уже на подъезде к мэрии помрачнел – стало подтекать масло. Впрочем, неисправность быстро устранили, и мэр стал разъезжать на новинке.
Лужков по примеру Ельцина приказал пересадить на отечественные модели чиновников мэрии. И заодно – московских таксистов. Первые покорились, но вторые стали роптать, поскольку техническое состояние автомобилей оставляло желать лучшего. Водители, проклиная мэра, были вынуждены чуть ли не каждый день заниматься «доработкой»…
В сентябре 1998 года мэр получил на день рождения новый автомобиль – «Иван Калита». И снова радость от подарка сменилась разочарованием. После тестирования Лужков вернул машину на автозавод, но – под благовидным предлогом: мол, он не может принять такой дорогой подарок.
Что же касается «Князя Долгорукого», то Лужков терпел его капризы еще несколько лет. Но потом махнул на него рукой и пересел на иномарку. Уже окончательно.
Пустыми словами оказались и призывы президента РФ развивать промышленность, чтобы получать добротные российские изделия. Сегодня мы пожинаем плоды равнодушия и бездеятельности, которые начинали произрастать в конце минувшего века.
Ельцину просто «некогда» было заниматься страной. Он то болел, то «работал с документами» (это был синоним его известной слабости), то назначал и снимал министров, тщетно пытаясь размотать клубок всероссийских проблем.
Дошло до смешного – в июне 1997 года президент назначил своим советником… дочь Татьяну. По этому поводу писатель Александр Проханов съязвил: «Это назначение меня очень радует. Это та самая новая форма управления страной, которая обеспечит максимальную эффективность власти. Кроме того, сейчас открылась вакансия министра юстиции, и я не сомневаюсь, что этот пост займет Наина Иосифовна. И добавил, что «аналогичная система правления осталась лишь среди племен пигмеев Африки, в некоторых странах Южной Америки — она хороша своей новизной, незамутненностью «благами цивилизации».
В заключение – снова о несчастливых российских автомобилях. В августе 2010 года Владимир Путин, находившийся в то время на посту премьер-министра, совершал рабочую поездку по Амурской области. И заодно тестировал «народный» автомобиль Lada Kalina Sport. На всякий случай вслед за желтой машиной Путина на трейлере везли еще два таких же автомобиля – на всякий случай. И вскоре он представился.
Проехав три с лишним сотни километров, Lada Kalina «устала». Высокопоставленный водитель услышал скрежет из-под заднего правого колеса. Оказалось, что в промежуток между диском и шиной попало несколько камней.
Чтобы не задерживать Путина, ему подкатили точно такой же автомобиль, и премьер-министр продолжил поездку. Так он дал пример другим водителям – если ваша Lada Kalina вышла из строя, просто поменяйте ее на другую.
С тех пор продукцию отечественного автопрома уже никто не рекламирует. Бесполезно.
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Что произойдет, если Владимир Путин официально объявит Украине войну - BBC News Русская служба Би-би-си Русская служба
- Песков назвал «неправдой и чушью» слухи о планах Путина объявить мобилизацию 9 мая Медиазона
- "Чтобы собрать 100-200 тысяч человек, не нужно объявлять мобилизацию". Объявит ли Путин 9 мая войну Настоящее Время
- CNN: На Западе считают, что Путин 9 мая может объявить о всеобщей мобилизации БИЗНЕС Online
- CNN: Путин планирует объявить войну Украине 9 мая. Это позволит ему провести мобилизацию — Meduza Meduza
- Посмотреть в приложении "Google Новости"