Московский «капром» Юрия Лужкова, или
anna_bpguide — 25.11.2025
Самоироничный «Патриарх», чудовищный Петр и много
плохой архитектурыНа сайте «Сноб» – интервью на тему современной московской архитектуры с экс-директором Пушкинского музея Елизаветой Лихачевой.
Беседа интересная, я выбрала несколько реплик, но стоит почитать целиком.
Два здания здесь у меня на фотографиях – не московские, будапештские. Это я к тому, что Юрий Михалыч Юрием Михалычем, но архитектура – она портрет не личности, а социума.

wikimapia
Первое здание (Bajcsy Zsilinszky út 52.) – это надстройка над домом, сооружённым в 1838 г. по проекту Матяша Зиттербаха (Zitterbach Mátyás). Один его дом в Коллекции двориков имеется, но речь не о том. Это стеклянное нечто («Я думаю, что это отголосок нашего советского представления об американском или лондонском «сити»: небоскребы же чаще всего стеклянные» – Е.Л.) нарастили над ним в 2015 году.
Словом «капром» Елизавета Лихачёва припечатала его, как только мы вышли на проспект Байчи-Жилински из уютных имперских кварталов на задах Оперы.
«Капром», или «капиталистический романтизм», напомню, это своего рода «народная архитектура» 1990-х – начала 2000-х, заказчиком которой становится простой человек, частное лицо, со своими взглядами на то, что такое красиво». (Спасибо за определение авторам сайта The Village).
Москвичи должны увидеть в этом фасаде черты столичной архитектуры времён Ю.М.Лужкова. Ну, а то, что старый дом Зиттербаха не снесли до фундамента, а сколь могли, сохранили, как и то, что в 2015-м строить такое вроде бы поздновато, – это, видимо, венгерская специфика: торопиться не надо, поставлено – пусть стоит, и т.д.

Второе, Makona Irodaház (Szentkirályi utca 18.) построено в 2008 г. по проекту Имре Маковца. Маковец – фигура крупная, его «органическая архитектура» – одновременно и личная творческая манера и претендующий на мировое значение стиль. Его Stephaneum раз увидев, забыть сложно, и водители с пониманием притормаживают, когда мы проезжаем через Пилишчабу, чтобы туристы ахнули один раз, разглядев эту гроздь наклонённый, как грибы, куполов, и второй раз – когда я скажу, что это безумное сооружение – не что иное, как Католический университет.
Да простят меня его поклонники, но здание Makona, на мой взгляд, от «органичности двигается как раз в эту сторону, к «капрому» («В капроме никакой иронии нет: все сделано абсолютно всерьез, с какой-то просто зубодробительной серьезностью» – Е.Л.).
Вот! Серьёзно это здание, как глубокоуважаемый шкаф, зовущий к светлым идеалам добра и справедливости, солидно и потому смешно.
Ладно, возвращаемся к интервью.
«Патриарх», «Дом-Яйцо»,
«Наутилус» и памятник Петру Первому — Елизавета Лихачева о
«капиталистическом романтизме» Юрия
ЛужковаЛужковская архитектура лучше всего описывается гениальным термином «капиталистический романтизм»: здесь мы имеем дело не с постмодернистами, а с «первыми русскими деньгами», с первым поколением послесоветской русской буржуазии, все представители которой выросли в «хрущобах», в типовых домах. Им захотелось сделать «красиво», но за границу еще никто особо не ездил, и получилась архитектура в стиле «дорвались».
Среди этих зданий есть и забавные примеры, которые можно было бы даже попытаться сохранить, если бы не одно «но»: строили все это из грязи и палок. Больше 30-40 лет ни одно из этих зданий не простоит.
И ладно бы просто стекло, но мы же «пацаны нормальные», а нормальному пацану без «колонки» трудно: прямо на этом стекле появляются гипсовые капители, пилястры. Часто это производит уже анекдотичное впечатление: «так плохо, что даже хорошо».
Так вот, на фасаде галереи Шилова уже почти 30 лет стоят две статуи. Угадаете, какие? Одна из них — вольная копия знаменитой статуи, которая когда-то называлась Афродита Книдская. Скульптор Пракситель придумал ее для острова Кос, но жители острова Кос статую не забрали, поэтому она досталась людям с другого греческого острова, которые тоже считали, что Афродита родилась у них. Эта статуя считается первой греческой женской обнаженной статуей. Ну, мы понимаем: Венера, Афродита — богиня чувственной любви и красоты. С правой стороны от нее стоит тоже любопытный бог — Гермес, он же Меркурий, один из многочисленных мужей Афродиты. Вот только вместе их никогда не ставили. Догадываетесь, почему?
Объективно говоря, бизнес-центр «Оружейный» Посохина — неплохой проект, на который зачем-то поставили башенку сверху, хотя ее там не предполагалось.
А ХХС — это тоже постмодернизм?
Это тоже фейк. Плохо сделанный к тому же: зданию 25 лет, а оно уже который год стоит в строительных лесах. И в современных реалиях с ним ничего не сделать.
То есть ХХС с нами навсегда?
Не думаю, что навсегда. Он столько просто не выстоит. И это вопрос не популярности православия в России, а качества строительства.
Я думаю, что Петр неизбежно уйдет: свезли же в «Музеон» однажды памятники советской эпохи, включая «Железного Феликса». Однажды появится и место, куда можно будет «свезти» Петра. Он просто настолько огромен, что сегодня с ним непонятно, что делать.
Чем постмодерн отличается от капрома? Постмодерн ироничен. В капроме никакой иронии нет: все сделано абсолютно всерьез, с какой-то просто зубодробительной серьезностью. От нее и тошнит.
Ходынка — один из удачных примеров капиталистического романтизма в Москве, потому что она по крайней мере рассматривается как единый квартал. Но опять же: это было бы правдой, если бы строительство вовремя остановилось. А оно не остановилось — и Ходынка начала обрастать бесконечным количеством уже абсолютно ненужных зданий, которые в результате весь «ансамбль» и испортили.
«Трамп-Плаза» — это безумие как раз в стиле капрома. Трамп сейчас ещё строит новый зал в Белом доме, и там все архитекторы Штатов просто в шоке были, когда проект опубликовали. И он явно тяготеет к классической архитектуре, как сам Трамп ее понимает, так что пересечений довольно много. Я бы еще назвала Бофилла — я уверена, что он был одним из источников вдохновения для капрома. Он ведь даже работал в России, у него были контракты, просто не построил ничего. Вот Бофилл, объективно говоря, очень соответствует тому, что называют «русский вкус».
«Патриарх», «Дом-Яйцо», «Наутилус» и памятник Петру Первому — Елизавета Лихачева о «капиталистическом романтизме» Юрия Лужкова
|
|
</> |
Разновидности и особенности металлопроката
Чем «бряцает» Путин?
Нулевая бабка
Снайперы выходного дня
Разное
Случайно
Натюрморт
Жить стало лучше
Избыточное потребление.

