Книжка про Парламент
anna_bpguide — 16.11.2025

Узнать о книге – прочесть книгу – опубликовать резюме в ЖЖ. Без этого последнего пункта книжка теперь прочитанной не считается))). Во всяком случае, у меня теперь так.

Небольшая эта книжка рассказывает о том, что для гида по Будапешту – как таблица умножения для учителя математики. Хотела было написать, мол, как таблица Менделеева для учителя химии, – и засомневалась: а они её точно наизусть знают?
Итак, AZ ORSZÁGHÁZ ÉPÍTÉSTÖRTÉNETE
Здесь építés – строительство, történet – история, e – притяжательный суффикс. Но самое красивое, конечно, – слово Országház, где ország – страна, а ház – дом.
Дом страны!
И история его строительства.
От принятия соответствующего закона до полного завершения работ прошло 22 года. Это и так-то была неплохая эпоха, но важно, что как раз на это время пришёлся 1896 год, год празднования Тысячелетия прихода венгров в эти края. К празднику, собственно, и строили. Если б не праздник – могли бы парламентарии и дальше в старом здании заседать, не померли бы.

Старое здание присутствует на самой большой венгерской денежке, на купюре в 20 000 форинтов. Оно и сейчас на месте, слева от Национального музея. Замечательно как редкий пример архитектурного юмора, но вернёмся к книжке.
Слева – здание, построенное ещё в 1865 г. Миклошем Иблом, справа – его зал заседаний… Эти глубокие галереи для публики в день первого заседания 14 апреля 1866 года заполнены людьми всех сословий и классов, и говорят, крепко усложнили акустику зала. Да и вообще всё непросто было – водопровод сюда провели только в 1870-м.

Так что иной раз заседали в Национальном музее – под картиной Михая Мункачи (это уже 1890-е, новое здание вовсю строится).
Итак, к 1880 году решили, что здание требуется новое, выделили место на берегу Дуная, на пештской стороне. В 1881 г. объявили конкурс проектов, и к 1 феврали 1883 г. архитекторами было предложено девятнадцать вариантов.

Слева – работа Альберта Шикеданца и Вильмоша Фройнда под девизом «Alkotmány II. / Конституция II». Этакий имперский Рим на Дунае
Справа – проект Алайоша Хаусманна «Patres conscripti». В Берлине Иоганн Пауль Валлот как раз в это время начинает проектировать здание Рейхстага. Не думаю, что кто-то у кого-то подсмотрел – скорее, такое носилось в воздухе и по всей Европе чиновникам нравилось. Кстати, Хаусманн единственный предлагал поставить здание не вдоль Дуная, а перпендикулярно к нему.

Вверху – проект Отто Вагнера «Scti. Stephani regis». А я всегда говорила, что Вена в долгу перед Будапештом!
Внизу – предложение Фердинанда Фельнера и Германна Гельмера. Австрийское бюро Fellner & Helmer замечательно тем, что построили они по всей Европе 48 зданий театров (в Вене, Берлине, Праге, Одессе… В Будапеште – три).
И, когда смотришь на эти проекты, начинает закрадываться подозрение, что перед нами одно и то же здание, только изображённое с разных фасадов. Ну, или вариации одного проекта: купол, колонны, арки, башни…

Вот проект Антала Палоци.

А этот – Эмиля Фёрстера.

Или вот такой ещё тортик. Фасад боковой, а так всё те же купола, арки… Колесниц, правда, – с запасом.

И первый вариант того, что присутствует теперь на всех открытках-сувенирах-магнитиках, тоже, кажется, не слишком резко выделяется из общего ряда. И надо отдать должное правительственной комиссии, разглядевшей среди этих «рейхстагов» будущую жемчужину Имре Штейндля.

От одного этапа к другому чётче становится силуэт, ярче и смелее проявляется готическая стилистика.

Штейндль – ученик Фридриха фон Шмидта, реставратора венского собора, строителя венской же ратуши. Так что про готику Имре Штейндль знал всё. Он уже успел отреставрировать главный венгерский готический кафедрал, собор Святой Елизаветы в Кошице. А будапештскую неоготическую церковь опять же Святой Елизаветы он будет строить одновременно с Парламентом: отвлёкся на минутку, дух перевести, и спроектировал быстренько церковь с двумя башнями на площади Роз…

Здесь показаны изменения, вносившиеся в проект между 1883 и 1888 годами. Фасад вырастает, разворачивается, как цветок. Его силуэт приобретает ясность графического символа, товарного знака, геральдической фигуры. Это уже не просто сооружение – это символ государства. Дом страны, именно.

Вот он, Имре Штейндль (в центре) со своей командой.


Этапы строительства.

Главная лестница. Это проект: статуи императора и императрицы в здании Парламента так и не появятся. Там и без них всякой красоты полно.
В 1896-м, в год праздника, снимут леса. В 1902-м покажут парламентариям интерьер, и те его разругают – дело дойдёт до вызовов на дуэль. И в том же году Имре Штейндль скончается. Это он на картинках длиннобородый старец, а было-то ему 62 года…

Дальше в книге рассказывается о мастерах, руками которых создано само тело здания. Микша Рот – витражи, Дюла Юнгфер – кузнечные работы, Вильмош Жолнаи – керамика, Карой Лотц – живопись, Эндре Тек – мебель и пр., и пр.…
А чего в книжке нет – да и зачем венграм, это нам интересно, особенно петербуржцам – так это сюжета о том, как произведение Имре Штейндля чуть было не сподвигло Российскую империю на строительство на брегах Невы здания собственного парламента – по образцу венгерского. Об этом здесь.
Эх, историки российские, загляните в архивы, пожалуйста – может быть лежит там где-нибудь тот, премьер-министром Королевства Венгрии присланный в Санкт-Петербург огромный альбом со всевозможными фотографиями, планами и рисунками расположения внутренних помещений парламента…
|
|
</> |
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Пятничная болталка #10
Государственный визит Короля и Королевы Дании в Эстонию. День 1.
Сладкий сюрприз!
Самые громкие животные планеты
РКН не будет снимать ограничений с WhatsApp
Придумал интеллектуальную игру для старых пердунов
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Надовражине

